11.12.2012

Гуттузо, Ренато (1912-1987)

Известный итальянский художник Ренато Гуттузо всегда считал, что художник — прежде всего человек, вооруженный кистью, а уже потом — мастер кисти. Кто первым учителем рисования был мастер, расписывающий кареты, и сейчас, когда картины Гуттузо хранятся во всех крупных музеях мира, на его родине в Сицилии традиционное украшение повозок не обходится без репродукций картин Гуттузо. Они близки простым людям, понятны и любимы.

В 1931 году девятнадцатилетний Ренато приехал из Сицилии в Рим, готовясь стать юристом, до этого он успел пройти курс классической филологии. В трудные годы фашистского режима начинался творческий путь художника. Инстинктивно чувствуя отвращение к салонному официальному искусству, Гуттузо примыкает к оппозиционной, демократически на строенной группе художников, создававших искусство искреннее, экспрессивное по живописному языку. Гуттузо принимает участие в создании антифашистского художественного журнала "Корренте", его рисунки публикуются в нескольких прогрессивных журналах.

Все активней включается Гуттузо в антифашистскую борьбу. В его мастерской печатаются листовки, а в 1940 году он становится членом Коммунистической партии Италии. В 1938 году он создает большую историческую композицию "Бегство с Этны", в которой аллегорически повествует о социальной катастрофе своей родины. В этом произведении Гуттузо ищет стиль напряженного, экспрессивного реализма, он не боится деформации предметов и повышенной эмоциональной активности цвета. Картина "Распятие" (1940-1941) становится гимном погибшим героям-антифашистам, а серия рисунков, созданная под впечатлением расправы гитлеровцев над заложниками в Фоссе Адреатино — обличительным документом против зверств нацизма, прославлением духовной стойкости его жертв. В 1950 году серия была отмечена Золотой медалью Всемирного Совета Мира.

В послевоенные годы начинается новый период в творческой биографии Гуттузо. Он активный организатор "Нового фронта искусств", объединившего прогрессивных деятелей итальянской культуры. Осознавая, что борьба художественная неотделима от политической, художник часто выступает с речами, статьями в газете "Унита" и прогрессивных журналах. Но основным его оружием остается живопись. Сюжеты картин он берет из жизни, даже натюрморты составлены из орудий труда и повествуют о буднях. Труд рыбаков, каменотесов, рабочих серных копей, жизнь современной Италии — источник вдохновения Гуттузо. Художник не боится быть нравоучительным. В нравственном и политическом воспитании зрителя он видит свое призвание. Кто картины всегда социально актуальны, но художник знает, что сюжету должна соответствовать адекватная форма воплощения. Язык живописи Гуттузо энергичный, волевой, язык боевого призыва, страстного обличения. В искусстве прошлого он ищет родственных себе по духу художников. Сочетание героического пафоса и повествовательности привлекает Гуттузо в творчестве романтиков, близок ему оказывается и Домье, с его лаконичными и запоминающимися образами революции. Его большие полотна, посвященные борьбе крестьян: "Убийство мафией крестьянского вождя Ли Пума", "Батраки Калабрии". "Захват крестьянами пустующих земель", серия "Прачки" — демонстрируют творческое осмысление принципов кубизма.

Произведения искусства для Гуттузо такое же явление действительности, как и природа, и он изучает творения других художников с карандашом в руках, как изучал бы природу. Примером такого рода обращения к истории живописи стали интерпретации на темы "Смерти Марата" Давида и "Плота "Медузы"" Жерико, "Урок анатомии доктора Тульпа" Рембрандта. Иногда художник использует известные образы в своих картинах для создания второго плана восприятия — так в знаменитом "Распятии" помещены фрагменты "Герники" Пикассо, а страдающие героини серии, обличающей жестокость войны в Алжире, противопоставлены образам меланхоличных одалисок Делакруа. Кисти Гуттузо принадлежат портреты многих деятелей итальянской культуры, в том числе Анны Маньяни, Альберто Моравиа. Знаменитым стал герой его картин Рокко ("Рокко у патефона" и "Портрет Рокко с сыном"). Он являл собой собирательный образ рабочего-южанина, переселившегося на север Италии в поисках работы, чуждого жизни большого города, одинокого и печального.

Большое место в творчестве Ренато Гуттузо занимает графика, каждое его большое полотно сопровождается серией графических работ, рисунков, которые никак нельзя назвать подготовительными штудиями, в них художник решает конкретные пластические задачи динамичного развития формы. Именно энергичная линия — главное средство художественной выразительности Гуттузо. Одна из широко известных работ Гуттузо "Девушка, поющая Интернационал" выполнена в технике рисунка, но по силе и страстности воздействия на зрителя это плакат, обобщающий образ борющегося народа. Сама специфика графики, позволяющая быстро откликаться на события, активно вмешиваться в них, близка Гуттузо. Он не делит жанры на значительные и второстепенные: делает рисунки для газет, плакаты, объявления политических митингов.

В 60-ые годы художник обращается к теме города. Уличная толпа ("Толпа", 1960), курильщики, читающие газету, танцующая молодежь становятся объектом внимания художника. Везде и всегда он старается рассказать о социальном значении изображаемого, пусть и обыденного, события. Герои его картин "Дискуссия" и "Политическая дискуссии" так же социально активны, как и сам художник-трибун. Недаром среди спорящих помещает Гуттузо и свой автопортрет.

В семидесятые годы художник работает над большой автобиографической серией, в которой перед зрителем предстают и воспоминания детства, и пейзажи родной Сицилии, и образы войны, и современные размышления художника. Мужественное и эпическое дарование Ренато Гуттузо нашло признание во всем мире.

Е. Курляндцева
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.