11.12.2012

Зальцман, Павел Яковлевич (1912-1985)

Когда смотришь многочисленные групповые портреты работы заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Павла Яковлевича Зальцмана, то понимаешь, что не конкретные характеры влекут его. В лицах изображенных главное — не индивидуальные черты. Эти крупные, ширококостные рельефные лица, населяющие изобразительное поле листов, воплощают самые разные человеческие состояния, сливаясь в единый эмоциональный аккорд.

Формальный, поэтический и содержательный строй работ художника за долгие годы его творчества не претерпевает серьезных изменений. Фронтальное расположение фигур, не завязанных в общем жанровом действии, статичность и созерцательность, самоуглубленное состояние; чистые цвета накладываются слоями точечной техникой, где господствует некая универсальная "единица действии" — динамичные точка, мазок, штрих, моделирующие форму.

Такое прочное постоянство стиля воспитывалось в искусстве мастера со времен его ученичества у П. Филонова. Метод учителя, основанный на аналитическом разъятии форм и явлений и на попытке воссоздания в пространстве картины сущностных процессов бытия, оказали влияние на молодого Зальцмана. Творчески осмысливая образную и живописную систему своего учителя, Зальцман "очеловечил" его метод, отказавшись от излишней интеллектуальной абстрактности, проявив интерес и "образу живого человека, образу эмоционально углубленному, психологически заостренному". В то же время искусству Зальцмана присуща величавая монументальность, а его образам — обобщенность и масштабность.

Это можно увидеть в различных по характеру произведениях художника. Таковы графические листы к стихам казахского поэта О. Сулейменова, которые являются изобразительными парафразами поэтических образов.

В графическом цикле "Не забывать" (1961 — 1968) художник изображает возникновение и гибель фашизма. Но и здесь Зальцман не прибегает к конкретным, легко узнаваемым реалиям. Война, насилие, жестокость — олицетворения зла, обреченного на гибель, но оставляющего всегда долгие незаживающие раны в памяти человечества. Художник изображает лица носителей зла, обезображенные злорадными улыбками, пустые черные глазницы с немым отчаянием гибнущих домов.

Добро и зло, красота и безобразие, жестокость и человечность — на этих всегда актуальных и универсальных понятиях зиждется искусство Зальцмана, образная архитектоника его работ.

Серии "Маски", "Воины", над которыми Зальцман работает постоянно, повествуют о лжи и истине, силе и вере, о неумирающих человеческих ценностях. В каждой из этих работ художник находит идеал, нравственный камертон — прекрасное женское или мужское лицо, окружая его новыми персонажами, поддерживающими или отрицающими образную, психологическую, нравственно-этическую доминанту, но не впадает в излишнюю отвлеченность. Зальцман находит извечные ценности в окружающей жизни, в облике людей, живущих рядом, раскрывает значительность их чувств, помыслов, занятий. Прекрасны в своей ясной гармоничности "Чабаны" (1962), "Портнихи" (1975 — 1976). Казалось бы, построенные по единому принципу, они тем не менее надолго притягивают взгляд игрой цветовых созвучий, эмоциональных оттенков, музыкальных интонаций. Национальное здесь прочно переплетено с общечеловеческим. И тем не менее именно национальное своеобразие казахской культуры, быт казахов поразили и покорили художника. Для него эта земля, ее люди стали мерилом красоты и правды.

Говоря о творчестве Зальцмана, нельзя не упомянуть его разносторонности. Он вот уже долгие годы работает также в кино как художник-постановщик. Именно здесь он проявил в полной мере свою увлеченность казахским фольклором, бытом казахов.

Произведения Павла Яковлевича Зальцмана обращены в мир, герои их вглядываются в нас, современников, они — участники диалога поколений, веков, эпох.

В. Поликаров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.