11.12.2012

Пейзер, Курт (1887-1962)

Образы простых людей Бельгии, тружеников — главная тема творчества бельгийского живописца и графика Курта Пейзера.

Годы становления Пейзера как гражданина и художника прошли в крупном промышленном центре Бельгии Антверпене, где он родился в начале 1887 года. Здесь же, в рабочих районах находил он своих героев и сюжеты для картин и рисунков.

Быстрое превращение Бельгии в первой половине XIX века в одну из наиболее развитых капиталистических стран Европы и одновременно крайнее обострение социальных противоречий изменили облик страны и определили характер бельгийского искусства в этот период. Если 1860-1870-е годы были для бельгийской живописи периодом утверждения реалистических принципов, то спустя десять лет все сильнее проявляется склонность некоторых художников к символизму и мистике, а протест против буржуазной действительности облекается порой в причудливые формы. В начале XX века в Бельгии получает распространение экспрессионизм. Одно временно с экспрессионистами в стране работал целый ряд замечательных живописцев и скульпторов, утверждавших реалистические идеалы в искусстве. Наряду с пришедшим из Франции импрессионизмом были отдельные попытки возродить традиции и нидерландской живописи XIV-XVI веков.

В этой сложной картине бельгийской художественной жизни начала XX века Пейзер занимал особое место. Он получил образование в Королевской Академик художеств в Антверпене. Молодой Пейзер, творческий путь которого начался в годы первой мировой войны, испытал несомненное влияние художников, стоявших на позициях экспрессионизма. Среди них были Констан Пермеке, манере которого были присущи деформированность фигур, резкость колорита, и известнейший бельгийский график Франц Мазерель.

Избранная тема искусства Курта Пейзера — труд рабочих, их страдания, нищета — твердо вела его по реалистическому пути. Острым социальным протестом проникнуты портреты, в них художник добивается высокой степени обобщения, создавая образы символы людей из народа. Динамизмом и экспрессивностью отличается серия офортов, составивших альбом "Портовый квартал". В этой серии художник создает яркую галерею образов рыбаков и рыбачек. Сильное впечатление производит офорт "Жены рыбаков" из этой серии. Как символ ожидания и надежды, застыли на берегу у бушующего моря две женские фигуры. Обобщенная манера рисунка, размытые контуры фигур и предметов характерны для этой серии.

Художник черпал темы, образы и формы всегда непосредственно из многообразия окружающей его действительности. Все свое творчество Пейзер посвятил бельгийскому пролетариату, показывая жизненные несчастья, безысходную нищету ("Общественная благотворительность", "Утраченные иллюзии"), тяжелый труд ("В сухом доке", "Подсобные рабочие"), надежду на лучшее будущее ("Молодой рыбак"), служа своим искусством трудовому народу.

Т. Гатова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.