Истомин, Константин Николаевич (1887-1942)
Константин Николаевич Истомин вошел в историю советского искусства не только как замечательный живописец, но и как прекрасный педагог, воспитавший целое поколение советских художников. "Трудно представить себе более цельного художника, глубоко понимающего свое искусство", — писал о нем В. А. Фаворский.
Истомин родился Курске в семье артиллерийского офицера. Посещал в юности живописные студии Владивостока и Харькова, но его настоящее профессиональное обучение началось в 1906 году в Мюнхене в художественной школе Шимона Холлоши. Здесь он находит предельно серьезное отношение и искусству. Методы преподавания в этой известной студии диалектически объединяли анализ формы, поиски художественной выразительности, идейного содержания, но главным считалось создание цельного произведения. Задача гармоничного соединения рационального построения формы и непосредственного переживания окружающего мира стала основой творческой деятельности Истомина и как художника, и как педагога.
Вернувшись из Мюнхена в Москву, молодой художник поступает на недавно организованное в Университете отделение истории искусства. В годы студенчества Истомин путешествует по Греции и Италии, изучает античность и Возрождение. Но в 1913 году его серьезная подготовка к художественной деятельности обрывается призывом на службу в артиллерии, и до 1920 года Истомин воюет на разных фронтах первой мировой войны и в частях Красной Армии во время гражданской. Эти годы обогатили его жизненный опыт, сформировали его личность. Интерес же к проблемам истории и теории искусства сохранялся у Истомина всю жизнь; остались записи, в которых он анализировал творчество художников и современных, и прошлых веков. Это, вероятно, помогло ему стать художником высокой культуры и преподавателем широкой эрудиции. И когда в стране встала задача построения новой культуры, организации новых художественных учебных заведений и создания системы преподавания, отвечающей требованиям времени грандиозных социальных перемен, знания Истомина, его педагогическая щедрость и серьезность большого художника находят блестящее применение. История Вхутемаса-Вхутеина, организации преподавания в них, а позднее — в Полиграфическом и Суриковском институтах неразрывно связаны с именем Истомина. Занимая разные должности, до конца своих дней он остается преподавателем живописи. По свидетельству современников, к преподаванию Истомин относился страстно, стараясь прежде всего развить в каждом ученике индивидуальность, приобщить к высокой живописной культуре, а не навязывать своего мироощущения.
Работы самого Истомина отличают особая цельность, формальная завершенность и одновременно эмоциональность. Какие бы художественные задачи ни ставил перед собой, он всегда оставался реалистом.
В 1924 году Истомин становится секретарем общества "Четыре искусства", объединявшего таких известных художников, как Петров-Водкин, Сарьян, Кузнецов, Фаворский, Митурич. Члены общества отличались своими творческими установками, но их объединяло стремление и высокому художественному качеству картин и глубине постижения психологии человека. Важно для Истомина и отношение к сюжету картины, сформулированное в декларации общества: "Выбор сюжета характеризует художественные задачи, которые занимают художника". И действительно, все картины Истомина сюжетны и конкретны, но не в смысле их литературной занимательности, а в значении ясного понимания пластической задачи и необходимого для ее решения конкретного материала, увиденного и изученного в действительности.
Художник, относившийся к работе над картиной чрезвычайно серьезно, делил ее на три стадии: первая заключалась в поисках главного цвета — основы формы, вторая — в разработке тональностей и третья, самая сложная — определяла мазок, его форму. У Истомина нет ничего случайного, второстепенного, в каждом мазке ощущается творческая энергия мастера и вместе с там сохраняется ощущение непосредственности восприятия увиденного. Много работает он над построением пространства цветом. Его пейзажи ("Городские крыши", 1929; "Весна. Павловская слобода", 1927; "Розовое море", 1936), оставаясь "истоминскими", — разные, для каждого он находит свой образный и колористический ключ. Истомина по праву можно назвать продолжателем традиций русского лирического пейзажа. В то же время его интересует и натюрморт ("Засохшие цветы", 1927; "Мимозы", 1928); в нем решение композиционно-пластических задач не мешает гармонии целого. И все же предпочитаемый жанр Истомина — интерьерный, в котором достижения пейзажа и натюрморта сливаются воедино.
Своеобразным итогом поисков Истомина-живописца стала картина "Вузовки" (1933), без которой искусство тридцатых годов представить невозможно. Сюжет картины прост: в комнате, освещенной светом зимнего утра, занимаются две девушки; тем удивительнее ощущение значительности происходящего. Художнику удается передать атмосферу напряженной работы, длившейся, вероятно, всю ночь, какой-то скрытый драматизм, более значительный, чем ожидание экзамена. Несмотря на то что на фоне окна девушки написаны силуэтом, мы чувствуем разницу их характеров: задумчивого, меланхоличного у сидящей девушки и энергичного, волевого — у вставшей. Но главное, картина становится "портретом" образа жизни целого поколения, передает аскетичную и романтичную атмосферу тех лет. Палитра художника сдержанна: белый, черный, зеленый, красный. Но какое богатство оттенков! Два пространства — комнаты и холодного зимнего пейзажа за окном противопоставлены и вместе с тем уравновешены, все детали "работают", даже подпись художника в углу картины участвует в композиции — служит точкой отсчета пространства от плоскости холста. Картина повествовательна, но в ней нет назойливой литературности, художник говорит со зрителем на языке своего искусства — живописи, и жанровая картина становится свидетельством духовной жизни своего времени. Истомин умер в 1942 году в Самарканде в эвакуации, и сохранились далеко не все его работы. Однако и то, что находится сейчас в целом ряде музеев и в частных собраниях (больше шестидесяти картин и столько же графических работ), позволяет причислить Истомина к основоположникам советской живописной школы.