11.12.2012

ди Бондоне, Джотто (1266/67-1337)

Творчество флорентийского живописца, архитектора и поэта Джотто ди Бондоне относится к концу XIII — началу XIV столетия. Культуру Италии этого времени принято называть "Проторенессансом", то есть эпохой, предшествующей Возрождению, центрами которой стали богатые торговые города и прежде всего Флоренция. Уже давно экономически независимая, она в конце XIII века добилась и политической самостоятельности, создав собственные городские органы власти. В 1282 году был организован приорат — высший политический совет, в который избирались наиболее влиятельные представители двух самых богатых цехов города, объединивших суконщиков, а в 1293 году была принята первая демократическая конституция в Италии "Установление справедливости".

Впервые человеческая личность стала цениться не за социальное происхождение, как это было в феодальных государствах, где принадлежность к аристократическим классам давала человеку все привилегии, а за индивидуальные качества. Важнейший сдвиг в сфере духовных идеалов, в результате которых человек оказался в центре внимании мыслителей, художников и писателей, наиболее полно в этот период отразился в литературе Италии: в "Божественной комедии" Данте Алигьери, последнего поэта средневековья и первого поэта Возрождения, в сонетах Петрарки, в новеллах Джованни Боккаччо и Франко Саккетти. Героями произведений писателей стали странствующие студенты и философы, одураченные монахи, жадные купцы, веселые ремесленники и художники, среди которых часто упоминался Джотто. Боккаччо писал, что персонажи художника совершенно живые люди, только не могут говорить, Саккетти же рассказал много забавных историй о великом мастере, человеке веселом, добродушном, любителе озорных шуток, находившем выход из самых неловких ситуаций. В глазах современников Джотто был одним из новых людей, им особенно импонировало, что сопутствующие ему слава, богатство и успех были результатом таланта и огромного напряженного труда.

Джорджо Вазари утверждал, что учителем и покровителей живописца был один из самых знаменитых художников того времени Чимабуэ, вместе они ездили в Ассизи, украшали фресками церковь Сан Франческо, но многие исследователи искусства Джотто не уверены в правильности этой точки зрении.

Очень важной оказалась поездка Джотто в Рим, где он изучал не только античные произведении искусства, но и фрески своего современника Пьетро Каваллини, сочетавшего в них четкость линейного ритма со светотеневой моделировкой и добившегося объемной пластичности изображения. В папской столице Джотто исполнил несколько работ: мозаику "Навичелла" в соборе св. Петра и портрет папы Бонифация VIII в церкви Сан Джованни ин Латерано. Оба произведения были сильно переделаны и не дают должного представления о творениях молодого живописца. Возможно, что прямо из Рима художник отправился в Падую, где в течение многих лет работал в церкви Марии Милосердной по заказу Энрико Скровеньи.

Этот небольшой храм был построен рядом с ареной античного амфитеатра, поэтому его и стали называть капеллой дель Арена. Стены однонефной базилики, перекрытые плавным коробовым сводом, Джотто украсил фресками на евангельские сюжеты, посвященными жизни Марии и Христа. Сразу от входа видна алтарная арка, на которой он расположил сцены, особенно важные для понимания легенды, завершающие один значительный этап и открывающий следующий: "Благовещенье", "Встреча Марии и Елизаветы", "Тридцать сребреников", "Поцелуй Иуды". Продольные стены разделены на четыре горизонтальных ряда, на самом нижнем, цокольном, художник изобразил символические фигуры пророков и добродетелей, по семь на каждой стороне. Современники поражались необычайной точности интерпретации каждого образа. "Несправедливость" представлена в виде мужчины, подчеркнуто жестокого, сжимающего в руках меч. "Справедливость" олицетворяет величавая женщина, взгляд которой устремлен на аллегорию Мира. Под каждой фигурой расположены сюжетные композиции, расшифровывающие их влияния на судьбы земли, — так "Справедливость" несет людям мир и процветание. Три верхних ряда состоят из отдельных полей размером 2,31 х 2,02, в каждом из которых представлены отдельные сцены евангельской легенды. На западной стене находится "Страшный суд", как напоминание о неизбежности возмездия за совершенные грехи.

Выработанная система расположения фресок не противоречит средневековой традиции украшения церквей, но художник применяет принципиально новую интерпретацию христианской легенды, представляя ее как последовательный рассказ о жизни рода. Он начинается историей Иоакима и Анны — родителей девы Марии, затем следует рассказ о жизни Мадонны. После "Благовещенья" — повествование о Христе, от рождения до трагической смерти.

Кроме того, обращаясь к героям евангельских легенд, художник наделяет их чисто человеческими чертами, совершенно лишенными какого бы то ни было мистического толкования. И внешне они не похожи на бестелесные образы средневекового искусства. Сильные люди, прочно стоящие на земле, в окружении сельского или городского пейзажа. С удивительным мастерством создает художник на плоскости стены иллюзию реального пространства, спокойная и величественная композиция которого идеально согласуется по настроению с каждым событием легенды и составляет единый ансамбль с интерьером капеллы. Человек, оказавшийся в нем, сразу постигает весь смысл целого цикла и его отдельных сюжетов. Совершенно новое значение придавал Джотто колориту, который перестал быть отражением небесного символа божества, как это было в средневековой живописи, а позволил придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции. Но не только чисто формальные задачи были решены художником. Самым главным открытием было новое понимание личности, утверждение высочайших нравственных принципов человека. Все его герои наделены мужеством, благородством и добротой. Даже второстепенные персонажи, как, например, пастухи, к которым приходит Иоаким, встречают его с глубоким сочувствием. Полнее всего идеалы художника раскрываются в образе Иисуса Христа, который стал воплощением совершенного идеала человека этого времени. Христос представлен не как милосердный и страдающий бог, а как герой, мужественно противостоящий аду.

Одна из наиболее выразительных фресок цикле "Поцелуй Иуды". Согласно евангельской легенде, Иуда, одни из учеников Христа, согласился предать своего учителя за тридцать сребреников и его поцелуй должен указать стражникам на Иисуса. На первом плане, в центре, спокойно стоит Христос, его обнимает Иуда, широкие складки плаща почти скрывают фигуру учители. Их лица максимально приближены друг к другу. Тонкое прекрасное лицо Христа с высоким лбом и ясным взглядом и рядом — безобразный профиль предатели со злобными глазами под низким лбом. Спокойно и мужественно встречает Иисус свою судьбу. Они — два полюса человеческих характеров: добра и зла, благородства и подлости, красоты и безобразия.

Окончив роспись капеллы, Джотто вернулся во Флоренцию. Он богат, знаменит, у него много заказов, выполнять которые помогают многочисленные ученики. В церкви Санта Кроче художник украсил фресками две капеллы, принадлежащие крупным банкирским домам Барди и Перуцци. В капелле Барди представлена история Франциска Ассизского, основателя ордена францисканцев. Одним из первых он призвал любить мир природы, проповедовал равенство всех людей.

Станковых произведений художник создал немного, и в них он ближе к творчеству своего учители Чимабуэ. "Мадонна со святыми и ангелами" была написана около 1310 года. Почти все пространство иконы занимает трон, на котором торжественно восседает Мадонна с маленьким Христом на руках. Ее фигуру окутывает широкий плащ, совершенно непохожий на драгоценные одеяния святых в византийских иконах, и образ Марии стал более земным и демократичным.

Уже современники высоко ценили творчество художника, специально отправлялись в Падую, чтобы увидеть гениальное создание живописца. Леонардо да Винчи называл его самым великим художником эпохи. Легенда же прочно связала два имени тесной дружбой: Джотто и Данте.

Джорджо Вазари писал: "Мы должны... быть обязанными Джотто именно тем, чем художники обязаны природе, которая постоянно служит примером..."

Е. Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.