11.12.2012

ди Креди, Лоренцо (1456/60-1537)

Лоренцо ди Андреа ди Креди Бардуччи, флорентийский живописец, жил и работал в эпоху Высокого Возрождения. Его современниками были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Андреа дель Сарто и Рафаэль. Среди этих титанов Возрождения Лоренцо ди Креди занимает весьма скромное место.

Как большинство художников этого времени, он начал с изучения ювелирного мастерства у знаменитого Креди и очень скоро стал искусным ремесленником, чьи изделия славились высоким уровнем исполнения. Затем он перешел в живописную и скульптурную мастерскую Андреа Верроккьо, где его соучениками были Леонардо да Винчи и Пьетро Перуджино; все вместе они часто помогали мастеру выполнять многочисленные заказы. Так, над картиной Верроккьо "Крещение" Креди работал вместе с Леонардо, чье тонкое живописное мастерство оказало на него огромное влияние.

Андреа Верроккьо был одним из самых ярких деятелей Флоренции, в его доме бывали писатели и ученые, оказывавшие благотворное воздействие на юных учеников художника. Кроме того, мастер старался приучить их к постоянному и пристальному изучению реальной натуры. Лоренцо ди Креди, так же как и остальные ученики, носил с собой записные книжки, в которых делал моментальные наброски с предметов, показавшихся ему интересными, беглые портреты людей с выразительными чертами лица и даже маленькие сюжетные сценки. Такой метод работы стал основный средством познания окружающего мира. Кроме того, это был обязательный первоначальный этап работы над живописным произведением. Про рисунки Лоренцо ди Креди в его жизнеописании Джорджо Вазари пишет: "...они срисованы с таким прилежанием и закончены с таким терпением, что этому едва можно поверить, а не то чтобы сделать..." Его рисунки высоко оценивал Альбрехт Дюрер, величайший художник немецкого Возрождения, который поражался необыкновенной точности глаза и руки Креди.

Лоренцо был автором произведений на религиозные темы, чаще всего он обращался к изображению мадонны. Его многочисленные картины, посвященные деве Марии, хранятся в музеях почти всех стран мира.

"Мадонна с предстоящими святыми" была заказана художнику флорентийским обществом Святого Себастьяна. В этом произведении художник создает особый мир, в котором царит покой. В глубине поднимается трехчастная арка, за которой угадывается пейзаж, чуть видны кроны деревьев, очертания далеких гор. В центре этой аркады, на троне с причудливым обрамлением сидит мадонна и нежно придерживает маленького Христа, шаловливо тянущегося к прозрачной вуали. Перед троном, строго симметрично, стоят святые — слева Святой Себастьян: повернувшись, он протягивает мадонне стрелу. В центре, перед троном богоматери, стоит тонкая ваза с цветами, каждый лепесток которых выписан с необычайной тщательностью.

Для Лоренцо ди Креди как будто не существует трудностей в построении пространства, в масштабном сочетании отдельных частей композиции. Он блестяще владел законами линейной и воздушной перспективы. Поэтому даже тогда, когда он обращается к форме тондо (круга), мастер добивается идеального равновесия композиции.

Свои картины Лоренцо ди Креди писал долго и тщательно. Джорджо Вазари писал о нем: "...он вкладывал в работу неимоверное количество труда, а главным образом потому, что краски, которыми он пользовался, были слишком тонко замешаны, а кроме того, он без конца очищал и переваривал ореховые масла и клал на свои палитры такое количество смешанных красок, что постепенно переходя от самой светлой к самой темной, он добивался слишком большой и, по правде говоря, излишней стройности, так что иной раз у него на палитре бывало красок двадцать пять, а то и тридцать, и для каждой у него была своя особая кисть. И там, где он работал, никто не смел пошевелиться, чтобы не поднимать пыли. Такая крайняя щепетильность, пожалуй, не более похвальна, чем крайняя небрежность, ибо во всех вещах следует держаться определенной середины, избегая крайности, обычно вредоносной". Как мы видим, современники Лоренцо прекрасно понимали как его сильные стороны, так и его слабости.

Кроме картин на библейские темы художник написал целую серию портретов своих современников, среди которых и изображения его друзей-художников, и "ученейшего мужа и большого его друга Джироламо Бенивьени", и представительницы рода Медичи Констанцы. Судьба многих портретов художника нам неизвестна, а частности, не сохранился один из его лучших портретов — живописца Пьетро Перуджино. В галерее Уффици во Флоренции хранится одно из наиболее достоверных изображений Андреа Верроккьо кисти ди Креди. Отношения ученика с учителем были не просто дружескими, любовь и уважение к своему наставнику художник пронес через всю жизнь. Лоренцо не только вел дела Верроккьо, когда тот был в отъезде, но и навещал его в Венеции, во время его работы над конным монументом в честь кондотьера Коллеони, а после смерти перевез его тело во Флоренцию. Джорджо Вазари писал, что Лоренцо после погребения "...передал наследникам все принадлежавшее Андреа, за исключением рисунков, картин, скульптур и других произведений искусства".

Портрет Андреа Верроккьо, небольшой по размерам, написан с удивительной тщательностью и по композиции предельно прост. Небольшая часть интерьера с простыми гладкими стенами, в левой части находится окно, за которым виднеется пейзаж. Густые кроны деревьев подступают к окну, а далеко на горизонте поднимаются горы, над которыми проплывают облака. Небольшой масштаб, выбранный художником для передачи внешнего мира, совершенное отсутствие жанровых элементов в интерьере дают возможность выделить фигуру портретируемого, которая господствует в этой композиции. Она приближена к первому плану, руки художника покойно сложены, темная одежда строгого покроя облегает его широкие плечи. Особенно внимательно пишет Лоренцо лицо своего учители. Широкие мягкие мазки очерчивают высокий выпуклый лоб, овал его лица, плотно сжатые губы. Блестящие глаза пристально и внимательно глядят на мир.

Как большинство художников того времени, Лоренцо занимался не только живописью, он принимал активное участие в решении многих архитектурно-художественных проблем своего города, присутствовал при рассмотрении проектов новой застройки города. Когда Микеланджело закончил работу над статуей Давида, специальная комиссия решала вопрос об установке памятника во Флоренции. В комиссию входили политические деятели, архитекторы; художников представляли Лоренцо ди Креди и Леонардо да Винчи.

Е. Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.