11.12.2012

фон Амерлинг, Фридрих (1803-1887)

Одни из виднейших австрийских живописцев — Фридрих фон Амерлинг прожил долгую и плодотворную жизнь. Он родился 14 апреля 1803 года в Вене, рано проявившиеся способности к рисованию привели его в 13-летнем возрасте a Венскую Академию изобразительных искусств — одно из старейших художественных заведений Европы, которое давало своим ученикам серьезную академическую подготовку.

В эти годы австрийскому искусству была присуща в основном романтическая направленность. Австрийский романтизм в условиях засилья феодальной реакции принял несколько консервативный характер. Однако уже в эти годы у австрийских художников проявились интерес к бытовым деталям, тяга к непосредственности и лиричности, характерные для последующего периода. Юный Амерлинг не избежал этого влияния

В 1824 году для продолжения художественного образования он уезжает в Прагу, где в этот период в изобразительной искусстве доминировала реалистическая тенденция. Большое влияние в художественной жизни Праги в эти годы имела деятельность "Общества патриотических друзей искусства". Здесь работали известные своими патриотическими устремлениями чешские живописцы А. и Й. Манесы, А. Я. и А. Гарейсы, Й. Навратил, чьи работы несомненно оказали влияние на творческое становление Фридриха фон Амерлинга.

Для завершения художественного образования Амерлинг в 1827 — 1828 годах, по сложившейся традиции, совершил путешествие в Англию и Францию. Несколько месяцев он провел в Лондоне, в мастерской прославленного английского портретиста конца XVIII -начала XIX века Томаса Лоуренса, совершенствуясь в выбранном к этому времени жанре портрета. Работа в мастерской парижского пейзажиста Ораса Верне завершила годы учения.

В 1828 году художник вернулся в родную Вену. Связанная с развитием капиталистических отношений и ростом буржуазии реалистическая тенденции в австрийском искусстве получила особое развитие в десятилетия, предшествовавшие революции 1848 года и последующие за ней. Это направление получило в Австрии, как и в Германии, название стили "бидермейер". В эти годы в Австрии работали крупные живописцы, внесшие заметный вклад в общее развитие западноевропейского искусства. Широкую известность завоевали миниатюрные портреты М. Даффингера, отмеченные живостью и тонкой наблюдательностью. Крупнейший представитель "бидермейера" Ф. Вальдмюллер создал галерею острых правдивых образов, проникнутых уважением и любовью к изображаемым персонажам. В пейзажах и в сценках из крестьянской жизни Вальдмюллера много жизненных наблюдений, точных деталей, но вместе с тем общее настроение сентиментальности, так характерное для всего стиля, отличает его работы. Большое значение для деятельности австрийских художников этого периода имели теоретические труды Вальдмюллера, в которых он излагал свои взгляды на современное состояние искусства. Он призывал: "Извечно ясное зеркало правды — природа — вот неиссякаемый источник для творчества, его развития и укрепления". Влияние Вальдмюллера, особенно его теоретических работ, на Амерлинга несомненно.

1830 — 1840-е годы — наиболее плодотворный период в творчестве Фридриха фон Амерлинга. Так, в это время им был создан портрет императора Франца I (1832, Художественно-исторический музей, Вена). В этом классически парадном портрете художнику удалось создать характерный образ последнего императора Священной Римской империи, одного из организаторов Священного союза. Но особенно удачны у Амерлинга интимные портреты. Лирически проникновенные образы созданы художником в портретах актера Ф. Рейля (1832, частное собрание, Вена), Антонии Кальтенталлер (1832, частное собрание, Вена), матери (1836, Галерея XIX и XX веков, Вена). Характерным примером искусства "бидермейера" служит изящный портрет Р. фон Артбаха с детьми (1837, Галерея XIX и XX веков, Вена). В этих портретах особенно ярко проявилось типичное для "бидермейера" сочетание романтизма немецкого толка со специфическим "бюргерским реализмом". Красивые лица, непринужденные позы портретируемых, "такие как в жизни" костюмы и интерьеры в сочетании со стремлением к правдивости изображении при изыскано точной живописной манере характерны для творчества Амерлинга.

Творческое наследие Фридриха фон Амерлинга обширно, его портреты занимают достойное место в художественных галереях Вены и других городов Европы, во многих частных собраниях.

Т. Гатова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.