11.12.2012

Костка, Йозеф (1912-1996)

Три с половиной десятилетии в своих скульптурных произведениях разрабатывает тему Словацкого национального восстании современный чехословацкий скульптор Йозеф Костка. Известный словацкий поэт Ладислав Новомески писал, что благодаря и его творчеству "наши враги и наши друзья не сомневаются сегодня в том, что растущее влияние словацкого народа на жизнь послевоенной Европы берет свои корни прежде всего из политического и нравственного капитала нашего народного восстания, партизанской войны, которую вели словаки".

Йозеф Костка родился в городе Ступаве, в семье потомственных мастеров керамики, более трехсот лет занимавшихся гончарным искусством. Детство будущего художника, рано лишившегося отца, прошло в мастерской его дяди, ставшего его первым учителем. Фердиш Костка, вышедший из среды народных мастеров, был известен как профессиональный скульптор, посвятивший свое творчество созданию декоративной керамической скульптуры.

В 1929 году Костка поступает в Художественную школу в Брно, а в 1932 году переводится в Пражскую художественно-промышленную школу. Он попадает в класс профессора Карла Дворжака, скульптора реалистической ориентации, переосмыслившего в своих произведениях как классические образцы, так и художественный опыт французской скульптуры начала XX века. В начале 1930-х годов тенденции развитии чешской скульптуры определились двумя линиями: реалистической, берущей свои корни в творчестве французских мастеров: Родена, Майоля, Деспио и чешских ваятелей Йозефа Мыслбека и его ученика Яна Штурсы, с одной стороны, а с другой стороны, линией беспредметной скульптуры. В конечном итоге оба эти направления постепенно сблизились на почве возвращения к содержательности и пластической выразительности скульптуры.

В 1937 году Йозеф Костка заканчивает обучение в Праге и получает стипендию для поездки в Париж и стажировки в Школе изящных искусств. В Париже, бывшем в те годы Меккой современного искусства, он входит в колонию чешских художников, группировавшихся вокруг "духовного отца" всех чешских стипендиатов Франтишека Купки, живописца и графика, члена общества "Абстракция и творчество".

Гнетущая атмосфера наступавшей фашистской реакции уже отчетливо чувствовалась во Франции тех лет. Художник возвращается на родину в 1939 году и обосновывается в Братиславе, где встает во главе художественно-научного движения "Авангард-38", объединившего прогрессивные силы республики. Общество ставит своей целью поднятие на должный уровень современной словацкой науки и искусства, защиты их от реакционных тенденций. В своем первом сборнике "Да и нет" его лидеры заявляли: "Мы против культурной реакции, против фашизма, который является порабощением духа, и в этом смысле мы высказываем наше решительное нет; мы за прогресс, за положительные тенденции в осмыслении словацкого творческого наследия".

Знакомство с современным европейским искусством позволяет Костке в эти годы выйти из жестких рамок тогдашней словацкой скульптуры, ограниченной жанром портрета и памятника. Свободный от социального заказа, скульптор ищет более подвижные жанровые структуры, позволяющие решать образные задачи, аналогию которым он видит в современной поэзии и музыке.

Одним из первых Костка откликнулся на тему героического подвига словацких повстанцев и партизан осенью и зимой 1944 — 1945 годов в борьбе против фашизма. Этой теме посвящен цикл рисунков, камерных скульптурных композиций и монументальных произведений. Тема освободительной борьбы против фашизма, увековечивание героических подвигов чехословацкого народа и его выдающихся исторических деятелей определяет общую направленность творчества художников Чехословакия после ее освобождения.

Широкое строительство, развернувшееся в возрожденной Чехословакии, выдвинуло перед скульпторами задачи монументального характера. В мае 1945 года Йозеф Костка выигрывает конкурс на проект Памятника победы (1946 — 1949), открытого осенью 1949 года на площади Гвездослава в Братиславе. В 1946 году он создает проект памятника Словацкому национальному восстанию для города Партизанское, открытого в ноябре 1950 годя. В 1950 году на общегосударственном конкурсе на скульптурное украшение братиславского холма Славин Костка получает первую премию за проект композиции "Благодарность" для памятника Советской Армии (1953 — 1963). Им были созданы две симметричные фигурные композиции из бронзы, представляющие четырех девушек, идущих навстречу воинам-освободителям. На тему Восстания им также созданы памятники "Весна-45" или "Возвращение партизан" (1950 — 1955), "Марш партизан" (1948) для Выставки достижения народного хозяйства в Праге, скульптурная композиции "Печаль" (1960) для чехословацкого мемориального зала Международного музея жертвам фашизма в Освенциме.

В творчестве Йозефа Костки можно выделить несколько стилистических периодов. Первый (1945 — 1950) — так называемый "героический период" — характеризуется обращением к драматической напряженности образов Бурделя и его глубоким пластическим переосмыслением. Это период становления собственного скульптурного языка, период эксперимента и первых результатов. Интересы художника уже в это время лежат в основном в области монументальной скульптуры. Однако работа над станковыми произведениями ("Голова партизана", "Жница") является необходимым подготовительным материалом. Как и многие художники его поколения, Костка стремится к наибольшей концентрации образности, к решению обобщенного, порой символического образа. Таким стал его "Восставший Давид" — символ борьбы словацкого народа.

Между 50-ми и 60-ми годами пластический язык художника перестраивается. Аллегоричность, столь свойственная работам предшествующего периода, все чаще уступает место задачам пластического характера.

В начале 60-х годов в творчестве Костки намечается новый перелом. От круглой скульптуры он переходит и рельефу, где акцентирует светотеневые эффекты. Этой задаче более всего отвечала бронза — материал, к которому скульптор обращается почти на всех этапах своего творчества. Заложенные в бронзе богатые пластические возможности, а также способность воздействовать на зрители не только скульптурной массой, но и поверхностью объема, используются скульптором крайне разнообразно. В решении образов чувствуется осознанный отход от конкретики и стремление приблизиться к более отвлеченной форме, наиболее адекватно выражающей обобщенную идею.

Вклад Йозефа Костки в развитие словацкой пластики очевиден. Неустанная многолетняя педагогическая деятельность художника, его творчество способствовали формированию нового поколения мастеров скульптуры социалистической Чехословакии. Смелые пластические эксперименты Йозефа Костки, четкая гражданская позиция, стремление к созданию национальной школы во многом определили пути дальнейшего развитии чехословацкой скульптуры.

Н. Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.