11.12.2012

Су Ши (1037-1101)

Тысячелетняя культура Китая создавалась тысячами поэтов, художников, ученых, вносивших свой, кто большой, кто малый, вклад в общее достояние народа. И был среди тысяч и тысяч оставшихся в памяти потомков имен десяток прославленных в веках "знаменитых мужей", чьи жизнедеятельность на столетия определила неповторимый облик китайского национального гения. В этом десятке не последнее место занимает Су Ши, известный также под именем Су Дунпо.

Имя государственного деятеля, ученого, поэта, каллиграфа, художника Су Ши овеяно многочисленными преданиями и легендами. Для сорока сменившихся после него поколений Су Ши всегда оставался образцом для подражания, причем в каждую историческую эпоху в его многогранной натуре отыскивались наиболее созвучные потомкам стороны. В Су Ши видели и крупного чиновника, принципиального и бесстрашного в борьбе с врагами, и беззаботного эпикурейца, наслаждавшегося малыми деревенскими радостями, и крупнейшего поэта, признанного лидера лучших талантов своего времени, и прозорливого художественного критика, открывшего новые горизонты в практике изобразительного искусства. Жизненный путь Су Ши, знавшего и блистательное раннее начало карьеры, и происки врагов, и неоднократные ссылки, и годы прозябания в глуши, был для ученого сословия Китая образцом высокой нравственности и утешением в собственных невзгодах.

Сын состоятельных родителей, Су Ши получил отличное домашнее образование. Блестящие способности позволили ему необычайно рано освоиться с краеугольным камнем китайского знания — классическими книгами — конфуцианским Четверокнижием и Пятикнижием. Эти пространные тексты с многими тысячами иероглифов полагалось знать наизусть, уметь комментировать темные и многозначительные места и во всех случаях жизни руководствоваться изречениями из древних мудрецов. Степень овладения книжной премудростью и, соответственно, как мы бы сейчас сказали, степень человеческой и гражданской зрелости определялась специальными экзаменами, после успешной сдачи которых позволялось занимать государственные посты. Получить даже низшую степень сюцая (что довольно приблизительно можно уподобить нашему диплому) было весьма непросто и требовало многих лет подготовки. Поэтому когда Су Ши в двадцать лет выдержал экзамен на высшую ученую степень цзиньши (что столь же приблизительно соответствует доктору наук), это было событием исключительной редкости и открывало молодому ученому дорогу в высокие правительственные круги.

Молодость Су Ши прошла в переездах с одного места службы на другое. Высшие власти регулярно переводили всех чиновников из провинции в провинцию, дабы те, долго не задерживаясь на одном месте, не злоупотребляли семейственностью и везде исполняли обязанности беспристрастно и неподкупно. Но, разумеется, без злоупотреблений и местничества все равно не обходилось, и твердая принципиальность Су снискала себе врагов. К тому же Су Ши резко выступал против реформ всесильного министра Ван Аньши, исторически прогрессивные начинания которого были облечены в жестокую по отношению к простым земледельцам форму.

Консервативная партия при дворе, одним из лидеров которой был Су Ши, потерпела поражение, и он был отправлен в 1080 году в ссылку на юг. В местности Гуанчжоу в глухом горном краю Су Ши построил себе хижину на восточном склоне горы и стал называть себя Су с Восточного Склона или Су Дунпо. Через шесть лет, после смерти Ван Аньши, Су был призван ко двору, где одно время занимал пост военного министра. В 1094 он снова был сослан, писал из ссылки патриотические доклады в столицу, за что спустя три года был отправлен еще дальше, на уединенный остров Хайнань, и лишь в возрасте 64 лет Су Ши получил от императора Хуйцзуна разрешение вернуться в столицу, но умер по дороге.

Обладая разнообразными талантами и добросердечным нравом, Су был личностью, которая притягивала и себе людей, служила образцом для подражания. Вокруг него сформировался кружок живописцев, философов и литераторов, деятельность которого оказала огромное влияние на последующую китайскую эстетику.

Культ духовного общения с единомышленниками издавна был очень значим в Китае. На дружеских пирушках, совместных прогулках или при возвышенных, лишенных житейской грязи "чистых собеседованиях" (цзиньтань) часто создавались наиболее прославленные впоследствии стихи, образчики каллиграфии, картины. Из предшественников кружка Су Ши можно вспомнить Семерых мудрецов из Бамбуковой рощи (III в.) с Цзи Каном и Жуань Цзи во главе, выдающегося каллиграфа древности Ван Сичжи с его друзьями из Лотосового павильона (IV в.), кружок великого поэта VIII века Бо Цзюйи.

Подобно великим предшественникам, Су Ши с друзьями Хуан Тинцзяном, Ми Фу, Вэнь Туном, Ли Гунлином и другими явили высокие образцы истинного единомыслия и братства. Группа Су Ши оставила вещественные памятники "единения сердец" в живописных и каллиграфических свитках, которые нередко выполнялись совместно.

Коллективный творческий процесс, когда художник выражает себя согласно со своими друзьями, дает в итоге единую картину мира, в которой нет места выпячиванию своей неповторимости и тем самый оснований для трагического разлада с миром и людьми. Картины Су Ши и его круга в большей мере памятники жизни их создателей, документы определенных психологических состояний, нежели музейно обезличенные памятники искусства. Этим они значительно отличаются от живописи современных Су Ши художников- профессионалов, тщательно и достоверно отражавших реальные особенности изображаемого. В отличие от таких академистов (то есть членов императорской Академии живописи), Су Ши впервые выдвинул идею "живописи ученых-интеллектуалов" (шижэньхуа), спустя пять столетий окончательно сформулированную Дун Цичаном под названием "вэньжэньхуа" (живопись художников-литераторов). Основные черты искусства "ученых" суть следующие: художники-непрофессионалы и пишут не за деньги; их картины — это самовыражение на досуге; стиль живописи — лаконично- свободный и эмоционально выразительный. Эта выразительность зависит от личных качеств (поэтому художник обязан быть морально безупречен — проблемы "гений и злодейство" китайская культура практически не знала, а оценки потомками немногих исключений — например Цао Цао — лишь подтверждают это правило). Выразительный смысл в живописи "ученых" может быть непосредственно не связан с изобразительным значением мотива. Эти идеалы, завещанные Су Ши, стали нормой на последующее тысячелетие китайского искусства. Их придерживались и Шэнь Чжоу, и японец Томиока Тэссай, и наш современник Ци Байши.

Су Ши первым на теоретическом уровне осмыслил издавна прокламировавшееся в китайской культуре единство поэзии, каллиграфии и живописи. Совершенное владение кистью каллиграфа, чье искусство находится посредине между словесным и изобразительным, дало Су Ши умение свободно выражать себя в образах натуры с помощью приобретенных в каллиграфии навыков и приемов. Например, в живописи бамбука, жанре, с особой любовью культивировавшемся Су Ши и его друзьями, в первую очередь Вэнь Туном, изображение разных частей растения уподоблялось начертанию определенных иероглифов.

Су Ши много писал о тайнах живописи бамбука. Его трактат о бамбуке был чрезвычайно популярен у художников последующих эпох. Свой трактат Су Ши посвятил Вэнь Туну, с которым впервые в истории китайской живописи стал писать бамбук тушью. С Вэнь Туном Су Ши связывали узы дружбы, к которым оба относились благоговейно-мистически. Су Ши часто делал поэтические надписи-панегирики на свитках Вэня. Оба считали, что только им в полной мере дано понимать искусство друг друга, и поэтому, когда Вэнь Тун умер в 1079 году, Су был безутешен и говорил, что ему не для кого стало писать картины. В своей возвышенной скорби он был подобен легендарному музыканту древности Бо Я, который разбил свою лютню, когда умер его друг Чун Цзычжи. Су боготворил Вэня, воскурял благовония в его честь и много сделал для увековечения памяти друга, приказав вырезать в камне лучшие картины покойного мастера.

Роль картины или стихотворения как выражения дружеских чувств в кругу Су Ши привели к возникновению специфического вида художественной деятельности — стихоживописи. В Китае, когда превратности судьбы или долг службы разлучали друзей, издавна было принято дарить уезжающему другу прощальные стихи. Влияние эстетических воззрений Дунпо, утверждавшего, что истинная поэзии живописна, а настоящая живопись — поэтична, вызвали к жизни прощальные дары-картины со стихотворными надписями — тиба или хуацзань.

Благодаря Су Ши статус живописи в XI веке значительно вырос. Ранее главнейшим искусством считали поэзию. Су Ши, вслед за старшим современником Оуян Сю, учил, что назначение живописи, так же как и поэзии, передавать идеи (или внутреннее содержание), а не внешние формы. Уже при жизни Су Ши неотъемлемой принадлежностью ученого-интеллектуала наряду с поэзией и каллиграфией стала живопись. Мы не останавливаемся на заслугах Су в словесности, достаточно сказать, что он основал новую поэтическую школу (Цзянси).

Изучая Су Ши, можно проникнуть в самые существенные пласты культуры старого Китая. Су Ши — один из самых "китайских" художников. Его личность — это одно из самых ярких проявлений гения китайского народа.

Е. Штейнер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.