11.12.2012

Айналов, Дмитрий Власьевич (1862-1939)

Дмитрий Власьевич Айналов принадлежит и числу крупнейших русских историков искусства, он — одни из самых замечательных исследователей раннехристианского и византийского искусства русской школы. Имя Айналова хорошо известно во всем мира, книги и статьи его многократно переводились на иностранные языки. Без знания работ этого выдающегося ученого нельзя себе представить современных занятий средневековым искусством.

Дмитрий Айналов родился в Мариуполе. Учился в Одессе в Новороссийском университете у Н. П. Кондакова. В период с 1890 по 1903 год читал лекции в Казанском университете, а с 1903 года обосновался в Петербурге в качестве профессора Петербургского университета. В 1914 году Айналов избирается членом-корреспондентом Академия наук. Успешно продолжает он научную и преподавательскую деятельность после Великой Октябрьской социалистической революции. Умер Айналов на 77-м году жизни в Ленинграде.

Айналов — один на наиболее видных учеников и продолжателей идей Н. П. Кондакова. Усвоив все лучшее, что было выработано русской иконографической школой, Айналов стал превосходным историком и филологом, сочетавшим знании в области этих наук с пристальным изучением памятников искусства. Он обогатил методы иконографического анализа (исследование основных схем и типов изображения) и христианской археологии историческим описанием традиций и эволюции византийского искусства, связал рассмотрение отдельных памятников с широким пониманием процессов развития художественной культуры. Айналов заложил основы стилистического анализа средневековых произведений искусства, которые были блестяще развиты следующим поколением исследователей, советскими учеными В. Н. Лазаревым, М. В. Алпатовым, Г. В. Жидковым и другими.

Одна из первых книг Айналова — его диссертация "Мозаики IV и V вв." (1895) — посвящена монументальным мозаикам Италии — Рима, Неаполя, Капуи, Милана после детального изучении их на месте. Книга эта посвящена проблеме происхождении византийского искусства. Исследователь приходит к выводу, что в V веке в италийских мозаиках уже складывается новый византийский стиль, причем источник его надо искать в греко-римском искусстве Востока, прежде всего Палестины, оказавшем решающее влияние на сложение принципов новой художественной культуры.

Такая позиция в оценке раннехристианского искусства была новой. В XIX веке центром развития позднеантичного искусства считался почти исключительно Рим. Айналов был одним ив первых, кто обратился к эллинистическому Востоку как источнику и основе византийского искусства.

Эта идея исследователя получила самое полное и разностороннее воплощение в следующей его книге — докторской диссертации "Эллинистические основы византийского искусства" (1900). В этой работе уже не только италийские мозаики, но все виды ранневизантийского искусства — миниатюра, пластика и монументальные росписи — рассматриваются под таким углом зрении. Айналов показывает, как Константинополь уже с IV-V веков приобретает ведущее положение в художественной культуре, опираясь на блестящий расцвет искусства эллинистического Востока до прихода арабов, соединяя как все особенности классического античного наследии, так и влияние восточных традиций. Под античными основами византийского искусства Д. В. Айналов понимает искусство Александрии, Палестины, Сирии и стран Малой Азии с древней греческой образованностью и искусством. Эта книга стала самым значительным трудом русского ученого и прославила его как исследователя европейского уровня. Она оказалась толчком для развернувшейся в литературе дискуссии — "Восток или Рим". Под таким названием выпустил книгу венский ученый И. Стриговский (1903), который целиком отверг традиционное отношение к Риму как центру всей культуры раннехристианского мира, но он отверг также и самостоятельность византийской художественной культуры в пользу Востока. Айналов же создал картину сложных взаимовлияний и сплетений старых традиций в формировании нового византийского стиля, центром которого был Константинополь. Эта книга не устарела и теперь, основные её положении соответствуют идеям современных ученых.

Третьим значительным трудом по византийскому искусству стала книга, посвященная малоизученному тогда позднему периоду "Византийская живопись XIV в." (1917). Айналов показал, как до XIV века византийская живопись сохраняет самостоятельность и самобытность, однако в расцвете Палеологовского искусства ученый большое значение придает соприкосновению с культурой западноевропейских стран, особенно Италии. В современной науке его позиция несколько уточнена благодаря большому количеству новых данных, неизвестных в начале века, — по-видимому, роль Италии в ее влияние на Византию несколько переоценена.

Айналов был специалистом большого научного кругозора: он изучил средневековое романсное искусство, искусство Возрождения. В этом ему особенно помогли многочисленные путешествия не только в Константинополь, Грецию, на Афон, но также в Италию, Германию, Францию, Бельгию. В результате этих занятий появились его "Этюды о Леонардо да Винчи" (1927 и 1939) и "Этюды по искусству Возрождения".

Значительное место в творчестве исследователя занимают труды по древнерусскому искусству. Айналов пристально изучал древности русских городов. В годы Советской власти памятники широко реставрировались, что давало много нового материала для ученого. "История русского монументального искусства" (изд. в 1932-1933 гг. на немецком языке), принадлежащая его перу, представляет собой первый крупный научный труд в этой области. Серьезным вкладом в изучение древностей Крыма явилась книга Айналова "Памятники Херсонеса" (1905). Список научных работ ученого огромен — он составляет около 220 книг и статей.

Айналов на протяжении долгих лет продолжал свою преподавательскую деятельность, был известен как прекрасный лектор и за время преподавания в Петербургском, а затем Ленинградском университете воспитал целое поколение исследователей древнерусского и византийского искусства.

О. Этингоф
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.