Минаев, Владимир Николаевич (1912-1993)
Владимир Николаевич Минаев — известный советский график, мастер книжной иллюстрации и станкового рисунка. Родился художник в Москве, в 1934 году поступил в Московский государственный художественный институт, по окончании которого в 1940 году был оставлен в аспирантуре под руководством Н. Радлова. Начавшаяся война прервала его занятия. В феврале 1942 года Минаев ушел на фронт и вплоть до конца Великой Отечественной войны находился в рядах Советской Армия, работал во фронтовых газетах: сначала в газете для белорусских партизан "За свободную Беларусь", затем, до конца войны, в газете Калининского (позже ставшего Первым Прибалтийским) фронта "Вперед на врага" художником и журналистом. В декабре 1945 года в чине капитана он был демобилизован из рядов Советской Армии.
Первые послевоенные работы Минаева — иллюстрации, по преимуществу к детским книгам (Ю. Жемайте. Рассказы, 1946; Братья Гримм. Сказки, 1948-1950). Сделанные пером и тушью небольшие рисунки отличались изяществом, тонким мастерством, проникновением в стиль литературного произведения, тщательной передачей характера места и времени, но еще не обладали острым своеобразием, яркой неповторимой индивидуальностью более поздних работ художника. В полную силу талант Минаева раскрылся лишь в 1960-е годы, в 1950-е же он продолжал развивать найденную им в первых иллюстрациях графическую манеру, оформив целый ряд книг для Детгиза (Чешские сказки, 1954; Сказки братьев Гримм, 1956) и Государственного издательства художественной литературы (Словацкие сказки, 1954; Г. — Х. Андерсен. Сказки, 1958; Э. Золя. Страница любви. Нана, 1958-1961) и другие.
Перелом в творчестве Минаева наметился впервые в иллюстрациях к русским народным сказкам (1964) и особенно в иллюстрациях к повести Б. Лавренева "Сорок первый" (1966). В этих работах, сделанных в цвете, проявились черты обостренного драматизма, экспрессии, романтической приподнятости, ставшие главными особенностями иллюстраций к роману Н. Островского "Как закалилась сталь" (1967), сразу выдвинувших Минаева в первые ряды советских художников-иллюстраторов. Отныне художественный почерк обретает индивидуальные черты, такие как сдержанный монохромный, но напряженный цвет, особая фактура, одновременно графичная и живописная, получаемая сложным и своеобразным использованием темперы и пастели, резкий, острый, несколько условный рисунок, часто включающий в себя четкий черный контур, белые блики, тональные контрасты.
В иллюстрациях к роману "Как закалялась сталь" художник передает суровый пафос революционной борьбы. Образное и стилистическое решение темы было близко живописи 1960-х годов, творческим исканиям художников "сурового стиля".
В конце 1960-х и 1970-е годы появляются одна за другой серии иллюстраций к "Кроткой" и "Братьям Карамазовым" Ф. Достоевского, к книге Дж. Рида "Десять дней, которые потрясли мир", новый вариант рисунков к "Сорок первому" Б. Лавренева, иллюстрации к "Запискам сумасшедшего" Н. Гоголя. Художник также работает с натуры, создав серию итальянских пейзажей, цикл "Швейцария. По ленинским местам". Все эти работы, сделанные в излюбленной Минаевым живописно-графической технике, различные по настроению и образному звучанию, равно наполнены присущим художнику романтическим чувством, несут черты обобщенности, драматического напряжения, внутренней силы, композиционной завершенности. Более непосредственны и свободны рисунки углем, занявшие значительное место в творчестве Минаева 1970-х и 1980-х годов. В этих смелых, непосредственных, резко контрастных по тону рисунках, будь то пейзажи, интерьеры, портреты или эскизы к иллюстрациям, воплотились лучшие традиции русского рисунка и прежде всего умение сочетать остроту и живость непосредственного впечатления от натуры с глубокой образностью, точным отбором средств.
Важное место в творчестве художника занимают портреты, над которыми художник постоянно работает на протяжении последних пятнадцати лет; это, как правило, образы творческих людей — скульптора Е. Белашовой, композиторов Д. Шостаковича и А. Александрова, скрипача Л. Когана, парный портрет В. Мейерхольда и В. Маяковского.
Творчество Владимира Николаевича Минаева составляет одну из лучших страниц советской графики. Его отличительные особенности — драматизм и романтическая приподнятость образов, являющиеся одними из главных качеств русского искусства.