11.12.2012

Кирсанова, Наталья Васильевна (род. 1912)

Наталья Васильевна Кирсанова все свое творчество посвятила декоративно-прикладному искусству, став одним из ведущих мастеров советского текстиля. Постепенно расширяя круг своих интересов, в наши дни она обратилась и работе в гобелене и декоративно-монументальном текстиле.

Наталья Кирсанова родилась во Владимире и с раннего возраста мечтала стать художницей. Приехав в Москву, она поступает в Московский архитектурный институт, а затем в 1935 году на только что открытый художественный факультет при Московском текстильном институте. Этот институт стал первым в Советском Союзе учебным заведением, где начали готовить кадры художников-профессионалов для бурно развивающейся в 20 — 30-х годах текстильной промышленности. На факультете изучали основы живописи, историю декоративно-прикладного искусства. Практику студенты проходили на московских предприятиях, создавая для них эскизы тканей.

Для советского текстиля первой пятилетки было характерно обращение к тематическому рисунку. В тканях появились изображения заводов и фабрик, дымящихся труб и сельскохозяйственных машин. Однако этот стиль "дымящихся труб" вскоре совершенно исчезает. На его место приходят орнаменты, основывающиеся на народных традициях.

В 1946 году Кирсанова пришла на Московский шелковый комбинат "Красная Роза", где проработала двадцать лет. Послевоенные годы стали временем появления художественных индивидуальностей в промышленном текстиле. Среди таких художников ткани, как Н. Жовтис, М. Хвостенко, С. Заславская, С. Агаян, Кирсанова, будучи яркой индивидуальностью, занимает почетное место.

После войны предприятия выпускали в основном хлопчатобумажные и искусственные ткани. Комбинат "Красная Роза" работал с искусственным шелком, орнаментированный растительным узором. В те годы среди целого ряда художников бытовало мнение, что чем дороже ткань, тем она должна быть цветистее. Поэтому появилось множество тканей, на которых в обилии были изображены цветы, листья, гирлянды, выполненные в натуралистической манере. Кирсанова же в те годы работала над несложными цветочными узорами, повторявшимися в небольшом раппорте. В одной из первых своих работ на комбинате "Красная Роза" она обращается к ставшему тогда редкостью тематическому рисунку и создает в 1947 году эскиз для крепдешина "30 лет СССР". Подход художницы был смел и нов. При первом беглом взгляде декор выглядел как обычный цветовой орнамент. Но при более внимательном рассмотрении он оказывался условно трактованным хороводом девушек, в местах скрещивания которого в виде орнамента был помещен текст "30 лет СССР".

За эти годы в основном сложился творческий метод Кирсановой, построенный на обобщенном решении изобразительного мотива. Это касается как трактовки отдельных цветов, так и подробностей пространственного решения, когда цвет передает объем. По такому принципу построены рисунки "Космеи" (1949), "Цветочные гирлянды" (1951), "Ромашки, красные и желтые тюльпаны" (1954). Работая над купонными тканями для юбок, популярными в молодежной моде начала 50-х годов, Кирсанова включает в них мотив цветочной гирлянды, создавая большое разнообразие подобных композиций.

Уже в 50-е годы Кирсанова использует в цветочном орнаменте геометрические линии, что позволяет говорить о новых чертах в промышленном текстиле тех лет. В дальнейшем цветочный орнамент был потеснен геометрическим и абстрактным. Это в свою очередь способствовало отходу от традиционных композиций в тканях. Новаторство заключалось в соединении конкретного и условного начал в решении изобразительных мотивов и композиционных построений. Фон записывается так, что его почти не видно. Таковы эскизы Кирсановой "Белые цветы на черной сетке" (1954), "Зеленые листья" (1957), "Оптика" и "Павлиний глаз" (оба 1958). В 60-х годах в орнаментах художницы превалируют абстрактные композиции, как, например, в эскизах "Мазки", "Голубые цветы", "Волны". В это же время Кирсанова все больше обращается к декоративным тканям, ткет гобелены. Свои ткани-репсы "Ковровый" (1963), "Солнышко" (1965) и другие она разрабатывает с учетом особенностей пространства жилого помещения, они становятся точкой отсчета в поиске орнамента.

Первые гобелены Кирсановой были созданы с расчетом на пространство интерьера, где они помещались. Позднее они приобрели характер самостоятельного, выставочного произведения, как, например, гобелен "Вечер на окраине" (1966). В последующие годы были созданы гобелены "Волга", "Электрификация" и "Геометрический" (все 1967), "Московская кольцевая" (1968) и другие. Все они отличаются высоким мастерством исполнения, выразительным композиционным решением.

Сложной, но интересной, потребовавшей большого такта, стала для Кирсановой работа над проектом занавеса для сцены нового здания МХАТ. Среди огромного количества эскизов художница выбрала тот, который в своем образном решении перекликался с занавесом старого здания. Так же в центре композиции парит чайка — символ МХАТ, так же пространство занавеса членят горизонтальные полосы-волны.

В целом творчество Кирсановой прочно вошло в историю советского декоративно-прикладного искусства. Оно служит образцом активного творческого отношения к серийной продукции в текстиле, в гобелене же достигает высот подлинного искусства.

М. Бодрова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.