Бабичев, Алексей Васильевич (1887-1963)
Трудно представить себе напряженную, пульсирующую жизнь искусства двадцатых годов без Алексея Бабичева — художника, теоретика, педагога. Его деятельная активная натура как нельзя лучше подходила для осуществления тех масштабных задач, которые стояли перед художником в эпоху революционных преобразований. Член Комиссии по делам искусств при Совете рабочих депутатов, Бабичев был одним из создателей Объединения "Монолит", куда входили такие крупные мастера советской пластики, как В. Мухина, С. Коненков, Б. Королев и другие. Бригада скульпторов работала по ленинскому плану монументальной пропаганды, создавала памятники героям революционного движения, ведущим деятелям не только отечественной, но и мировой культуры, "гениям человечества", как писали тогда. Собственно Алексею Бабичеву принадлежал проект монумента Генрику Ибсену (1918). Целью мастера было создание скорее памятника "творчеству Ибсена"; героический пафос произведений норвежского драматурга Бабичев воплотил в аллегорической фигуре "Труда" — титана, волевым, нечеловеческим усилием поднимающего каменную глыбу. Тема прославления труда, человека-труженика была впоследствии разработана Бабичевым в самостоятельном проекте памятника "Освобожденному труду" (1920). А впервые эта тема прозвучала в творчестве скульптора еще в 1913 году, когда он дебютировал на выставке "Мира искусства" работой "Молотобоец".
В 1921 году Алексей Бабичев создал проект памятника Владимиру Загорскому, а в 1924 — Якову Свердлову, который был наиболее интересен в творческом наследии Бабичева, имел своеобразное архитектурное оформление в виде двух перекрещивающихся ажурных стальных арок, увенчанных стеклянным шаром, над которым возвышалась условно решенная фигура крылатого "гения революции". Соединение традиционной портретной статуи с отвлеченными конструкциями, использование различных по своим свойствам материалов — металла, стекла, камня — было несомненным новаторством в этом, к сожалению, нереализованном, замысле. Интересно, что и архитектурная часть проекта была выполнена Бабичевым.
На основе идеи монументальной пропаганды — увековечивания памяти "гениев человечества" — у Алексея Бабичева в начале двадцатых годов возникла мысль создать портрет Врубеля. Решение поставить памятник Михаилу Врубелю было принято еще в 1919 году, камерный по характеру бюст, созданный Бабичевым, вполне мог предназначаться для этой цели. Крепко вылепленная голова художника с характерными заостренными чертами лица трактована свободно, "по-врубелевски", видимо, на решение памятника оказали известное влияние графические автопортреты Врубеля. Скульптор создал одухотворенный образ мятущегося художника-творца.
Алексей Бабичев, несмотря на разносторонний характер своей деятельности, был по преимуществу скульптором, именно в этом качестве он принял живейшее участие в реорганизации художественных вузов, преподавал "дисциплину объема" на основном отделении Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), вел специальную мастерскую декоративной скульптуры. В те годы остро стояла проблема пересмотра существующих норм обучения, — в творческие вузы пришли новые студенты, стремящиеся к знанию и культуре, но не всегда достаточно подготовленные к их восприятию. Надо было "перевернуть" традиционные формы преподавания, именно Бабичеву во многом принадлежит заслуга создании Рабочего факультета искусств — специального подготовительного отделения при Вхутемасе, где особое внимание уделялось связи искусства с промышленностью. На рабфаке Алексей Бабичев заведовал факультетом изобразительных искусств.
Двадцатые годы — пик в развитии творческой судьбы Алексея Бабичева: он плодотворно работает в скульптуре, графике, живописи, в архитектуре и дизайне. Такая широта творческого диапазона художника, видимо, была связана с тем, что еще в начале творческого пути, когда Бабичев посещал частную художественную школу Юона, он одновременно учился в Московском университете на математическом факультете (1905 — 1906); а в годы обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907 — 1912) занимался в одно и то же время у С. Волнухина — скульптурой и у К. Коровина — живописью. Все это помогло Алексею Бабичеву в двадцатые годы широко и полно осуществить свои замыслы, однако позднее, когда групповой "бригадный" метод работы сменился более индивидуализированным, углубленным подходом к явлениям искусства и окружающей действительности, такая "разбросанность" интересов пагубным образом отразилась на его творческой работе.
Тем не менее в преподавательской деятельности, которую Алексей Васильевич Бабичев продолжал до конца своих дней, он оставался незаменимым универсальным специалистом. Обучая студентов архитектурно-строительного, полиграфического, архитектурного институтов, Бабичев использовал огромный опыт, накопленный во время работы во Вхутемасе, на рабфаке искусств.