Тербрюгген, Хендрик (1587/88-1629)
Имя Хендрика Тербрюггена по праву стоит в ряду выдающихся живописцев Голландии XVII века. Искусство художника относится к наи6олее ярким проявлениям караваджизма в голландской живописи.
Жизнь и творчество Тербрюггена тесно связаны с Утрехтом. Этот город в голландском искусстве сыграл особую роль. В прошлом резиденция епископа, Утрехт и в протестантской Голландии оставался оплотом католицизма; церковные связи с папским Римом определили ориентацию местной художественной школы и привели к тому, что на протяжении XVI — XVII столетий ведущими мастерами в Утрехте были Иоахим Эйтеваль и Абрахам Блумарт, искусство которых испытало влияние итальянского маньеризма. Религиозные и мифологические картины Блумарта и Эйтеваля отличались эффектными композиционными и цветовыми решениями, прихотливостью рисунка, усложненностью аллегорического подтекста и представляли характерные произведения во вкусе маньеристической эстетики. У одного из этих мастеров, Абрахама Блумарта, учился Тербрюгген. По примеру старшего поколения, для завершения образования художник отправился в Италию, где провел десять лет — с 1604 по 1614 год.
В Италии Тербрюггена оставили равнодушными произведения поздних маньеристов и художников Болонской Академии, но привлекло новаторское искусство Караваджо. Обращение Караваджо к бытовому жанру и приближение религиозной картины к земной действительности сделали художника основоположником реалистического направления в искусстве XVII века. Творчество гениального итальянца нашло широкий отклик: в его произведениях живописцам открылись пути создание реалистического искусства, к тому времени ставшего настоятельной необходимостью во всех художественных школах Европы.
Произведения, исполненные Тербрюггеном в Италии и сразу по возвращении в Утрехт, до нас не дошли: самая ранняя из датированных картин помечена 1620 годом, — так что об этапе формирования живописца можно только гадать. Зрелое творчество художника отмечено большой цельностью. Тербрюгген писал картины на религиозные сюжеты и поясные однофигурные композиции или сцены с несколькими персонажами, изображающие игру в карты, концерты, кавалеров с бокалами вина, женщин с музыкальными инструментами — мотивы, обычные у Караваджо и младших современников Тербрюггена, утрехтских караваджистов Геррита Хонтхорста и Дирка ван Бабюрена. В обоих случаях художник использовал простонародный типаж, строил композицию из нескольких крупных, пластически выразительных фигур, выделяющихся на гладком фоне; с помощью интенсивного контраста света и тени достигал повышенной реальной предметности изображения. Из произведений на сюжеты Священного писания Тербрюгген удалял отвлеченную риторику и аффектацию, свойственную картинам маньеристов. Ограничивая число участников действия основными героями, немногими, точно найденными жестами раскрывая смысл происходящего, характером освещения концентрируя внимание на главном, художник превращает религиозную картину в повествование о событиях из жизни простых людей ("Призвание Матфея", 1621, Утрехт, Центральный музей; "Исав продает первородство Иакову", коллекция Тиссен-Борнемиса, Лугано). В жанровых картинах, утверждая эстетическую значимость "низкой" реальности, художник с известным вызовом благопристойным вкусам обращался к изображению примеров вольного образа жизни. Персонажи Тербрюггена распевают серенады, со страстью предаются азартной игре, вину и любовным утехам ("Игроки в кости", Институт искусств, Миннеаполис; "Лютнист и девушка со стаканом вина", музей, Пуэрто-Рико). Они молоды и жизнерадостны и, несмотря на грубоватый характер своих развлечений, нередко наделены обаянием. Улыбаясь зрителю, они как будто приглашают его разделить их веселье, с точки зрения протестантской морали, заслуживавшее осуждения. (Вот почему во многих картинах голландских караваджистов видели аллегорию порочной жизни.) Облик героев Тербрюггена не будничен, почти маскараден — художник облачает их в заимствованные у Караваджо и его итальянских последователей живописные наряды с широкими рукавами, в свободное пастушеское платье, в береты, украшенные пышными перьями.
Как для всех караваджистов, для живописи Тербрюггена очень характерна активная роль света. Но в противоположность резким контрастам "погребного" освещения Караваджо или эффектам ночного освещения Хонтхорста, усиливающим ощущение драматической напряженности, Тербрюгген трактовал свет в более жанровом, интимном характере. Во многих композициях мастера горящая на столе свеча озаряет сцену мягким теплым светом и сообщает ей атмосферу камерности и уюта. Кроме того, в отличие от большинства караваджистов, художник часто обращался к солнечному дневному освещению. Среди утрехтских последователей Караваджо Тербрюгген выделяется как наиболее тонкий живописец и художник лирического склада. Он умело сглаживает пестроту контрастов звучных желтых, голубых, красных, зеленых цветов картины единым тоном освещения — теплого вечернего или серебристого дневного.
Органичнее всего эти две грани дарования Тербрюггена — живописный талант и лиризм — объединялись в изображении музицирующих компаний, придавая "концертам" художника особую привлекательность. Ритм силуэтов фигур, повороты, наклоны голов, переданное мимикой лиц и освещением настроение обладают музыкальной выразительностью. С полотен художника как будто доносятся звуки веселой песенки ("Концерт", 1626, Государственный Эрмитаж, Ленинград) или мелодии лирического дуэта ("Концерт", 1628/29, Ледбери, собрание Батхерст). Особой красоты выражения достиг Тербрюгген в картине "Флейтист" (1621, Государственные художественные собрания, Кассель). Мелодия флейты, которую с серьезной сосредоточенностью выводит юноша, кажется материализованной в струящихся потоках дневного света, объединяющих в гармоничный аккорд светло-желтые, голубые и оливковые тона. Серебристый колорит и созерцательное настроение этого произведения предвещают поэтическое искусство Вермера Дельфтского.
Жизнь Хендрика Тербрюггена оборвалась рано; он умер в расцвете сил, не успев осуществить всех возможностей своего таланта. Но созданные им произведения говорят о том, что художник сумел найти свой индивидуальный путь, оставаясь в пределах караваджистской школы.
Караваджизм утрехтских художников был только одним из направлений, по которым шло развитие голландской живописи в первые десятилетия XVII века в поисках реалистического отображения действительности. Не все, что несло в себе это течение, было подхвачено следующими поколениями. Если в области религиозной картины новаторство караваджистов было заметнее, а их поиски созвучны поискам других мастеров, работавших в этом жанре, то их бытовая живопись заняла сравнительно обособленное положение в голландском искусстве, так как уже на раннем этапе жанристы отдали решительное предпочтение изображению сцен из более близкой им жизни голландских крестьян и бюргеров. Тем не менее искусство утрехтских художников дало в свое время творческие импульсы великим живописцам Голландии Ф. Хальсу и Рембрандту, а разрабатываемую караваджистами проблему освещения, подчеркивающую эмоциональную выразительность картины, подхватили художники дельфтской школы Я. Вермер и К. Фабрициус.