11.12.2012

Уитц, Бела (1887-1972)

Осенью 1926 года венгерский художник Бела Уитц приехал из Парижа в Москву и принял советское гражданство. С этих пор Россия стала его второй родиной. Новая жизнь открывала перед художником широкие перспективы. Наконец-то могла осуществиться его мечта — писать фрески, украшать ими города и общественные здания. Уитц был прирожденным монументалистом, но жизнь складывалась так, что он не мог работать в области монументального искусства. Только в 1919 году в короткий период существования Советской Венгерской республики ему удалось выполнить два монументальных картона к фрескам "Рыбаки" и "Строители". Но революции была подавлена, Уитцу как активному участнику событий пришлось покинуть родину и жить в эмиграции. Тогда о монументальном искусстве нечего было и думать.

До переезда в нашу страну Бела Уитц работал как график. Его рисунки и офорты пользовались большим успехом, получали высшие награды на международных выставках. Имя Уитца ставили в одни ряд с именами таких известных мастеров, как Ф. Мазерель, К. Кольвиц, Г. Грос — художников, боровшихся против социальной несправедливости и войны.

Бела Уитц родился в местечке Темешвари в южной Венгрии. Сын крестьянина, он, как и все в этой семье, должен был заниматься ремеслом. Но однажды, как вспоминал Уитц, он увидел репродукцию с сикстинской фрески Микеланджело. Это потрясло юношу, и он решил стать художником. Окончив местную гимназию, Уитц едет в 1907 году в Будапешт и поступает сначала в училище прикладного искусства, затем в Высшую Школу изящных искусств, где учился у известного живописца Кароя Ференци. Однако отношения учителя и ученика сложились достаточно драматично, слишком различны были их творческие индивидуальности. В 1912 году Уитц вынужден был оставить Школу. Начались годы упорной самостоятельной работы.

Первое выступление художника перед публикой принесло ему сенсационный успех: все экспонированные рисунки были куплены. Это дало ему возможность совершить поездку в Италию, где он мог изучать творения художников эпохи Возрождения и главным образом сикстинские фрески Микеланджело. Итальянские впечатления значительно обогатили язык его произведений, но главное, навсегда приобщили художника к искусству большого стиля, большой формы — к искусству монументальному.

Интерес к классике органично сочетался у Уитца с интересом к современному искусству. Ему были близки немецкие экспрессионисты, особенно драматическое искусство Кете Кольвиц. Большое влияние на него оказали и венгерские художники, так называемые "активисты", из группы "Действие" и особенно Лайош Кашшак — руководитель этой группы, художник и поэт, страстный поборник нового пролетарского искусства. Познакомившись с этими художниками после возвращения из Италии, Уитц связал свою жизнь и творчество с революционным движением, с борьбой рабочего класса.

Когда в 1919 году в Венгрии произошла революция, Уитц был в первых рядах ее защитников. А затем, после разгрома революции для него началась трудная жизнь в эмиграции, полная лишений и преследований. Но Уитц продолжал борьбу и как художник, и как общественный деятель. В эти годы в Вене и Париже были созданы его известные альбомы "Против империалистической войны" и "Генерал Лудд". В первом из них он разоблачал войну, зависимость человеческих судеб от корыстных интересов правящих классов, призывал к международной солидарности трудящихся. Альбом офортов "Генерал Лудд" посвящен машиноборческому движению английских ткачей, так называемых луддитов, в Англии в начале XIX века. В пятнадцати листах этой серии запечатлены разные эпизоды героической борьбы луддитов: ее подготовка, кульминация, трагическая развязка. Уитц рассказывает о событиях не как дотошный иллюстратор, для которого главное — внешнее правдоподобие, а как истинный художник, мыслящий пластически убедительно, образно, метафорично. Используя острый динамичный монтаж, он чередует листы-кадры таким образом, что перед зрителями возникают, сменяя друг друга, то массовые сцены, то одиночные фигуры; люди идут то мерной поступью, то их движения полны экспрессии. Альбом "Генерал Лудд" с большим успехом экспонировался на выставках в Вене, Париже, Лондоне, Москве. О нем писали и видные деятели коммунистических партий и художественные критики, высоко оценивая его за глубину содержании и мастерство исполнения.

У Уитца было множество рисунков и более камерного характера. Ему была близка вечная тема женской красоты и материнства, он писал пейзажи, портреты, эскизы театральных декораций. Находясь в 1924-25 годах во Франции, Уитц выполнил замечательную серию парижских пейзажей. В этих рисунках большого формата, крепко построенных, написанных широко и свободно, нет изображении людей и природы. В них главное — архитектура. Уитц изучает конструкцию готических соборов снаружи и внутри, перспективу Эйфелевой башни, а то и просто строение парижских домов и крыш. Художник изображает их крупным планом, выдвигает вперед, изолирует от окружения, и от этого они кажутся особенно значительными, величественными.

В 1921 году Бела Уитц впервые приехал в нашу страну в качестве делегата III конгресса Коминтерна. Впечатления об этой поездке были необычайно ярки, разнообразны. Его восхитила красота древних московских сооружений — Кремля, Василия Блаженного. Вернувшись в Вену, где художник находился в эмиграции, он запечатлел их во множестве рисунков, офортов, гуашей. Важное значение для Уитца имело знакомство с советским искусством. Ему, художнику рационального склада, особенно были интересны искания русских конструктивистов.

В 1926 году Бела Уитц навсегда связывает свою жизнь с Россией. Он прожил в нашей стране 44 года, любил ее, считал своей второй духовной родиной.

Вскоре после переезда Уитца в Москву состоялась выставка его произведений, на которой москвичи могли познакомиться с творчеством художника. По рекомендации А. В. Луначарского в том же 1926 году Уитц был назначен профессором Вхутемаса, где читал курс лекций по композиции, а позже стал деканом монументального отделении Вхутеина. В 1928 году он — главный художник открывшегося в Москве парка культуры и отдыха. Важной вехой в творчестве Уитца был 1930 год, когда его избрали секретарем международного бюро революционных художников (МБРХ) при Коминтерне. За пять лет работы на этом ответственном посту он сделал очень много. Особенно трудно переоценить значение выставок революционного искусства, организованных при его непосредственном участии, благодаря которым у нас стало известно творчество многих прогрессивных художников мира.

С 1932 года начинается интенсивная деятельность Уитца-монументалиста. Он участвовал в оформлении монументальных ансамблей в Харькове, Крыму, Поволжье, Киргизии, Москве. Часть его идей осталась в картонах, эскизах, подготовительных рисунках. Особенно интересным был замысел оформления нового Дома Правительства во Фрунзе (1936 — 1937), над которым Уитц работал совместно с художником Оксаной Павленко и венгерским скульптором Ласло Месарошем. По мысли Уитца, в оформлении этого комплекса должны были участвовать разные виды искусств. В сложной системе росписей сочетались фрески тематические и орнаментально-декоративные с использованием мотивов народного киргизского творчества, со скульптурой и барельефами. В киргизских фресках ощущается близость к классическим традициям, к большому стилю старых мастеров. Не случайно, по идее художника, перед фреской "Восстание киргизов в 1916 году" должны были стоять слепки с микеланджеловских рабов, придавая теме борьбы людей за освобождение особое героическое звучание.

Еще более грандиозным был замысел Уитца по оформлению зала заседаний Дворца Советов в Москве. Подготовительная работа длилась около 10 лет. Художник выполнил огромное количество рисунков, вариантов композиций, картонов, проводил широкие исследования в области техники фресковой живописи, много экспериментировал. Но и этот замысел Уитцу не удалось завершить. В последние годы Бела Уитц работал над композицией фрески "От цепей к солнцу", посвященной борьбе русского пролетариата.

В 1968 году, по приглашению венгерского правительства, Б. Уитц приехал в Будапешт, где не был 49 лет. Там в венгерской национальной галерее была организована большая выставка его произведений. Она имела огромный успех. Художнику предложили остаться в Будапеште, но он мечтал только о фресках, хотя ни сил, ни здоровья уже не было. Возвратившись ненадолго в Москву, он вновь уехал в Будапешт. Там в январе 1972 года художник скончался.

В. Шалабаева
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.