11.12.2012

Берени, Роберт (1887-1953)

Роберт Берени принадлежит к замечательному поколению художников, с именами которых связан блестящий расцвет венгерского искусства XX столетия. Они начали свою творческую деятельность в первые бурные десятилетия нового века, в переломный период европейской истории, когда само время стимулировало творческую активность, рождало искусство темпераментное и яркое. Художники этого поколения были не только новаторами в живописи, скульптуре, графике, но и борцами против угнетения и социального неравенства. В 1914 году они выступали против войны, в 1919 — стали активными участниками венгерской революции, позже боролись с фашизмом.

Роберт Берени родился в Будапеште, как и многие его товарищи, учился в Высшей Школе изящных искусств, а с 1905 года продолжил учебу в Париже, в Академии Жюльена. Его учителем был Жан-Поль Лоран, известный исторический живописец академического направления. Преподавая рисунок, Лоран обращал главное внимание на точность передачи натуры. Как вспоминает русский художник А. В. Шевченко, в те же годы учившийся в Академии Жюльена, для Лорана "законченный рисунок должен был ни в чем не отличаться от снятой с натуры фотографии". Вероятно, такие требовании не удовлетворяли молодого Берени: вскоре он покинул Академию, несмотря на то что считался там одним из лучших учеников, и стал работать самостоятельно. Его особенно интересовали новые направления во французской живописи того времени, с которыми можно было познакомиться на парижских выставках. В те годы в Осеннем салоне и Салоне Независимых экспонировались произведения Матисса, Дерена, Вламинка; в 1907 году состоялась большая ретроспективная выставка Сезанна. Все эти выставки оказали большое влияние на молодых венгерских художников. Берени учился у Сезанна конструктивному мышлению, пониманию картины как целостного организма, проникнутого единой пластической идеей, мастерству композиции, чувству формы. На произведениях Матисса он познавал, что такое гармония звучных и ярких цветов, декоративность композиции.

Произведения молодого художника экспонировались в парижских салонах и были отмечены критикой. Известный художник Морис Дени посвятил им хвалебные отзывы.

Вернувшись в Венгрию, Берени вступает в 1910 году в "Группу восьми", членами которой были крупнейшие венгерские живописцы — К. Керншток, Э. Мэрфи, Б. Пор, Л. Тихани, Б. Цобель, Д. Цигань, Д. Орбан. Называя себя "венгepскими сезаннистами", они сочетали наблюдение природы с интересом к проблемам художественной формы — цвету, фактуре, ритму и особенно композиции. Художники этого объединения увлекались не только Сезанном, но и Матиссом, Дереном, Гогеном, немецкими экспрессионистами, что свидетельствовало о поисках новой живописной системы, которая отвечала бы их национальному складу. Так, в картинах Берени, экспонированных на выставке "Группы восьми" в 1911 году, наглядно стремление сочетать конструктивный стиль Сезанна с экспрессией сильных чувств, с интересом к психологическому анализу, что особенно проявлялось в его портретах.

Роберт Берени — натура всесторонне одаренная, работал и в области литературы, художественной критики. В журнале "Запад" появлялись его статьи, посвященные проблемам изобразительного искусства и музыки. Музыка — его второе, не менее сильное призвание. Берени был одним из организаторов "Нового музыкального общества", которое, как и "Группа восьми", ориентировалось на современные тенденции в искусстве. Среди членов этого общества были крупнейшие композиторы Венгрии — Бела Барток, Золтан Кодаи, Лео Вейнер — друзья Берени, запечатленные им в ряде портретов.

Во время венгерской революции 1919 года Берени принимал активное участие в работе разных учреждений культуры: был членом Директории по делам искусств, писал плакаты. Особой популярностью пользовался его плакат "К оружию!", признанный одним из лучших произведений изобразительного искусства, посвященных революции. На светлом фоне отчетливо читается, привлекая к себе внимание, полуфигура бегущего человека со знаменем. Его руки широко раскинуты, предельно наряжены мускулы лица. Это воплощение неудержимого движения вперед, действия, напряжения борьбы.

Главным средством художественного воплощения этого образа является рисунок — уверенный, лаконичный, экспрессивный. Резкие, упругие линии обрисовывают силуэт фигуры, передают движение мощных рук и сжатых кулаков. Как всегда у Берени, обращает на себя внимание мастерство композиции, в которой объединены два противоположных движения — бегущего вперед человека и развевающейся в другую сторону ткани. Это усиливает экспрессию и одновременно придает листу декоративность. Помещая в центре, между фигурой и полотнищем, надпись, художник завершает композицию, органически сочетая изображение и текст.

После поражения венгерской революции Роберт Берени, как и многие деятели венгерской культуры, вынужден был эмигрировать, сначала в Вену, потом в Берлин. В эмиграции он мало работал как художник. Его главным занятием была музыка. Берени играл в оркестре, сочинял музыкальные произведения, которые с успехом исполнял на концертах в Берлине.

В 1926 году он смог вернуться на родину. После возвращения Берени работал как плакатист и был признан одним из лучших художников в этом виде искусства. Но он продолжал и занятия станковой живописью. В 1928 году художник написал одну из самых известных своих картин — "Девушка, играющая на виолончели". Восприятие этой картины раскрывается во времени, в процессе ее прочтения. Сначала видишь яркое красное пятно платья, острый, почти гротескный силуэт рук и ног на фоне темной драпировки. Фигура женщины дана крупным планом и занимает собой почти все пространство картины. Она как будто балансирует, едва умещаясь на маленьком плетеном стуле. Потом замечаешь лицо в обрамлении черных волос, опущенные глаза, чуть приоткрытый рот, и возникает образ виолончелистки, погруженной в стихию звуков, рождающихся от движений ее рук. Тогда становится понятной её поза — поза человека, играющего на виолончели, точно, со знанием дела переданная художником. С большим мастерством Берени строит композицию, сталкивая, как всегда, разнонаправленные движения — женщина подается вперед, тогда как черные линии виолончели резкой диагональю уходят в глубину. Контрасты движения, контрасты цвета — черного и красного, динамичный ритм рук, перебирающих струны, — все создает зрительное напряжение. Так средствами живописи художнику удалось создать образ музыки, острой, динамичной, экспрессивной, той музыки, которую создавали современные композиторы Венгрии.

Начиная с 1930-х годов Берени писал много натюрмортов, фигур в интерьере, портретов. Теперь его занимают другие проблемы. Сложно построенные композиции уступают место более свободным решениям, жесткие формы предметов смягчаются, колорит становится богаче и строится на нюансах. Художник стремился к непосредственности выражения, к лирическим сюжетам и образам. Изменения в живописи Берени были связаны с общим процессом развитии европейского и венгерского искусства тридцатых годов, но для этого были и другие, личные причины. В это время художник подолгу жил в провинции. Жизнь среди прекрасной природы, в обществе близких людей рождала в нем ощущение счастья, покоя. Таким настроением наполнены и его произведения. Он пишет своих близких, цветы, деревенские пейзажи. Его картины по-прежнему артистичны, отличаются выразительностью пластического решения, мастерством композиции. Но в них иной ритм, иное звучание, нет прежней экспрессии, напряжения. Все строится на плавных округлых формах, как, например, в картине "Натюрморт с цветами" 1933 года или "В конце деревни" 1935 года.

После второй мировой войны Роберт Берени занимался педагогической деятельностью, преподавал в Высшей Школе изящных искусств в Будапеште, где когда-то учился и сам. Его поздние работы существенно отличаются от созданных раньше. В конце сороковых — начале пятидесятых годов он предпочитал работать с натуры. И в эти годы у Р. Берени сохранялся высокий уровень мастерства, чувство композиции, цвета. В 1950 году за картину "Майская прогулка" он был удостоен премии Мункачи, а в следующем году его "Ученик художника" получил премию Кошута.

Творческая деятельность Роберта Берени продолжалась 50 лет. За это время он создал множество произведений, лучшие из которых вошли в золотой фонд венгерского изобразительного искусства.

В. Шалабаева
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.