11.12.2012

Грис, Хуан (1887-1927)

В XX веке Испания дала миру многих представителей новейшего искусства, но настоящей их родиной становился Париж, где интернациональная художественная среда создавала благоприятные условия для брожения умов и рождения новых течений.

Настоящее имя Хуана Гриса — Хосе Викториано Гонсалес. Он родился в Мадриде и учился в школе прикладного искусства; для того чтобы зарабатывать на жизнь — с юности делал юмористические рисунки для газет. Он решил посвятить себя живописи и поступил в школу, которую держал в Мадриде Морено Карбонеро — художник академического толка. Именно в тот период начинающий живописец взял себе псевдоним.

Раннее творчество Гриса, как и многих других испанских художников, отмечено влиянием декоративизма в духе стиля модерн. Когда ему исполняется девятнадцать лет, художник решает переехать в Париж, где окончательно происходит формирование его художественной индивидуальности. Молодому человеку пришлось распродать все свое небогатое имущество, чтобы выручить сумму денег, необходимую на дорогу. Поскольку он не отбыл полагающуюся воинскую повинность, он уехал из Испании без паспорта и так на всю жизнь остался без документов. Из-за этого обстоятельства он уже никогда не мог пересечь границу Франции, а тамошние власти, несмотря на многочисленные его просьбы, французского гражданства ему так и не дали.

Приехав в Париж, Грис поселился рядом со своим соотечественником — Пабло Пикассо. Пикассо был старше Гриса на шесть лет и уже некоторое время жил в Париже. Его картина "Авиньонские девушки" (1907) стала программным произведением кубизма. В то время когда имя Пикассо приобретало уже известность, Грис продолжал свою прежнюю деятельность рисовальщика карикатур, теперь уже для французских газет. Живописью он занимался для себя, не осмеливаясь выставлять свои картины. Прошло четыре или пять лет с момента переезда Гриса в Париж, прежде чем он решился окончательно посвятить себя живописи, а ремесло рисовальщика оставить навсегда. Впервые он показал свои произведения в Салоне Независимых в Париже в 1912 году. Одна из картин, выставленных там, называлась "В честь Пикассо". Покровительствовал Грису друг Пикассо и других художников-кубистов Даниэль Анри Канвейлер. Канвейлер стал близким другом художника и впоследствии написал о нем книгу. Первые парижские произведения Гриса были созданы в стиле так называемого аналитического кубизма. В одной картине он стремился соединить разные точки зрения на один и тот же предмет, строил его из отдельных плоскостей. Среди первых кубистических произведений Гриса — портреты Пикассо, критика Рейналя и других людей, окружавших художника. Как и другие приверженцы кубизма, Грис применял в картинах шрифтовые надписи, наклеивал фрагменты газет. Однако надо заметить, что работы художника всегда стояли ближе к реальному прототипу, чем произведения его товарищей по направлению.

Любимым художником Гриса был Поль Сезанн. Он внимательно изучал его наследие, однако считал, что Сезанн идет по пути от частного к общему, а он сам, наоборот — от общего к частному. Известны слова Гриса: "Сезанн делал из бутылки цилиндр, а я делаю из цилиндра бутылку".

В его натюрморте "Сифон, стакан и газета", написанном в 1916 году, видны черты уже не аналитического, а синтетического кубизма. Здесь большую роль играет продуманная структура картины, из которой возникает абрис предметов. Цветовые плоскости в картине трактованы декоративно. "Не картина должна приходить в согласие с предметом изображения, а предмет изображения должен согласовываться с картиной", — говорил Грис.

Грис создал свой вариант кубизма, отличный и от Пикассо, который оказал на него большое влияние, и от Брака, который был более изыскан и утончен в своих кубистических штудиях. Кубизм Гриса более материален, более полнокровен, нежели тот же метод в творчестве его друзей. Грису было присуще пластическое, объемное мышление, не случайно, что он увлекается и скульптурой.

Свойственное Грису яркое чувство декоративизма ценил организатор русских балетных сезонов в Париже С. Дягилев, который неоднократно заказывал ему оформление для своих спектаклей. Грис оформлял балет (делал декорации и костюмы) в стиле Людовика XIV "Искушения пастушки", оперу Ш. Гуно "Голубка" и другие постановки.

Теоретические взгляды Гриса нашли отражение в докладе "Возможности живописи", который он прочитал перед студентами философского факультета Сорбонны в 1923 году. Впоследствии доклад был опубликован на нескольких языках. В 20-е годы Грис много болел и рано умер — в 1927 году.

Это был большой, самобытный художник, чуткий к веяниям времени и в то же время стремившийся сохранить свою индивидуальность. В своем творчестве он был далек от эпатажа, свойственного другим представителям авангарда начала века, от экзальтированности, от какой-либо игры. Его живопись, так же как и художественное творчество Корбюзье, была подготовкой к рождению новой структуры мышления, наиболее полно раскрывшейся в архитектуре и дизайне XX века.

К. Богемская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.