11.12.2012

Чапек, Йозеф (1887-1945)

Йозеф Чапек родился в семье врача. Он был горожанином по рождению и воспитанию, и тема города занимала в его творчестве большое место. Чапек начал свою самостоятельную жизнь не как художник и не как писатель, а работал на фабрике ткачом, затем монтером, слесарем. Он знал ту жизнь, о которой писал, не со стороны, не как наблюдатель, а как активный участник. Он и к творчеству своему относился как к труду, созиданию. Его брат, известный чешский писатель Карел Чапек, говорил, что Йозеф за мольбертом выглядит как настоящий рабочий: блуза художника на нем превращалась в спецовку, а кисть в его руках — в инструмент.

В эти годы Йозеф Чапек еще не нашел себя, еще не выбрал свой путь. Он колебался между литературным творчеством и искусством. Литература в этот период больше привлекает Чапека, а искусство интересует его пока не как художника, а как художественного критика: братья Чапеки пишут статьи об искусстве, много работают вместе. Известно, что они были очень дружны, их объединяла не только совместная работа, но и общие взгляды на творчество, сходное мироощущение.

Получив художественное образование в Праге (1904 -1910), Йозеф Чапек совершает важные для своего творческого становления поездки во Францию в 1910 году и в Испанию в 1911 году. Масса художественных впечатлений, мощный творческий импульс, который он не мог не ощутить, соприкоснувшись с искусством старых испанцев (Эль Греко, Сурбаран, Гойя) и окунувшись в атмосферу парижской художественной жизни, сделали из него художника. Отныне он работает главным образом как художник, одновременно продолжая деятельность писателя-публициста, теоретика и исследователя искусства.

В 1910-е годы под влиянием французских художников Йозеф Чапек увлекается кубизмом и в 1911 году вместе с братом Карелом входит в "Группу художников", которая примыкала к этому направлению. Но в 1912 году группа распалась из-за разногласий между ортодоксальными кубистами и теми, кто, как братья Чапек, подходили к нему творчески. Благодаря творческому осмыслению кубизм в Чехословакии приобрел особую окраску. Чешский вариант этого направления, получивший даже особое название "кубоэкспрессионизм", своеобразно сочетался с экспрессионизмом, ему были свойственны социальная направленность экспрессионизма, его драматизм и острота темы.

Индустриальный город, тема взаимоотношения человека и города, "рассказанная" языком кубизма, приобретает и в картинах Чапека социальное звучание. Формальные задачи кубизма не являлись для Чапека самодовлеющими, а лишь помогали раскрыть тему. Пустынный город ("Марсель", "Фабрика") представляется неким организмом, зловещим средством, подавляющим волю человека, превращающим его в марионетку, автомат. С особенной остротой тема человека и города раскрыта Чапеком в более поздних работах ("Женщина над городом"), где холодный и равнодушный город с его пустыми окнами-глазницами вытесняет человека, заставляет съежиться под безжалостно направленными на него острыми треугольниками крыш. Своеобразно отражена эта тема в рассказах, написанных совместно братьями Чапек. В них речь идет об изобретении некоего ученого — говорящих и двигающихся куклах-автоматах. Интересно, что слово "робот" изобрели именно братья Чапек.

Когда началась первая мировая война, охватившая всю Европу, Йозеф Чапек, будучи пацифистом, не пошел на фронт. Как бы в противовес агрессивной военной шумихе вокруг, он пишет картины, посвященные красоте жизни, где яркий, открытый цвет, формы членятся не так дробно, как в первый кубистический период творчества художника, ощущается стремление к простоте и гармонии. Основными героями картин Чапека становятся дети и женщины, воплощающие собой светлое, лирическое начало.

Двадцатые годы для Йозефа Чапека — период творческого подъема. Он много и плодотворно работает. Интересны его работы в области книжной графики. Он иллюстрирует книги Карела Чапека ("Итальянские письма", "О самых близких вещах"), делает к ним обложки. Эти работы Йозефа Чапека отличаются декоративизмом, простотой, условностью. Чапек добивается почти плакатного лаконизма в этих обложках. Художник работает и для детей, он иллюстрирует собственную книжку "Рассказ о собачке и кошечке" и книжку Карела Чапека "Сказки". Рисунки для детей Чапека отличаются большой выдумкой и остроумием.

Этот счастливый период в жизни Йозефа Чапека прервался в начале 30-х годов, когда над Европой нависла зловещая тень фашизма. Художник стал активным борцом против фашизма. Он борется с "коричневой чумой" публицистическими статьями, впервые обращается к карикатуре. В 1934 году в Праге открылась международная выставка карикатуры (в ней приняли участие и советские художники), основной темой которой стала антифашистская политическая сатира. Чапек был одним из участников этой выставки. Он создает циклы карикатур, объединенных антифашистской темой. Так появляются циклы: "В тени фашизма", "Сапоги диктатора". С пророческой точностью он развертывает перед зрителем в этих рисунках устрашающую картину недалекого уже будущего. Художник сопровождает свои рисунки подписями, звучащими загадочно и страшно, как библейские пророчества. Невольно напрашивается сравнение с рисунками Гойи, искусство которого поразило Чапека еще в Испании.

В сентябре 1938 года было заключено позорное Мюнхенское соглашение, Чехословакия была предана европейскими державами. С этого времени и до момента ареста Чапек работает не покладая рук. Он страстно борется с фашизмом как гражданин и как художник. В этот год он создает живописные циклы "Огонь" и "Тоска", которые звучат как призыв к борьбе. Символично выглядит фигура женщины, переходящая из картины в картину цикла "Огонь". Это не реальная женщина, а символ поруганной родины. Даже цвет ее одежды (сине-красно-белый) — это цвет национального флага.

В сентябре 1939 года Йозеф Чапек был арестован. Он был заключенным многих лагерей смерти — Бухенвальда, Заксенхаузена и других. Но даже в аду концентрационного лагеря он продолжал работать. До нас дошли стихи и рисунки Йозефа Чапека, спасенные его товарищем по заключению. В них мы узнаем его, непобежденного, мужественного человека, до конца исполнившего свой человеческий долг.

Йозеф Чапек умер в лагере Берген-Бальзен в апреле 1945 года, не дожив до победы нескольких недель.

Е. Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.