Пастернак, Леонид Осипович (1862-1945)
Имя Л. О. Пастернака хорошо знакомо любителям изобразительного искусства прежде всего как создателя иллюстраций к роману Л. Н. Толстого "Воскресение". Произведения художника хранятся во многих музеях СССР и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значительное место занимает рисунок. Именно в этой технике особенно ярко раскрывается талант Пастернака.
Детство и юность Леонида Осиповича Пастернака прошли в Одессе. По воспоминаниям самого художника, он "стал рисовать очень рано и очень полюбил это занятие". Будучи гимназистом, Пастернак поступает в Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств и оканчивает ее в 1881 году с серебряной медалью. Родители не одобряли стремления юноши к профессиональным занятиям искусством. Поэтому ему приходится поступить на медицинский факультет Московского университета. Приехав в Москву, он пытается попасть в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, но отсутствие вакантного места побуждает его искать другие пути для серьезного обучения искусству. Пастернак переводится в Одессу на юридический факультет Новороссийского университета, студенты которого пользовались правом выезжать за границу. В 1882 году он уезжает в Мюнхен.
Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особенно славилась она преподаванием рисунка. Здесь молодой художник, отличавшийся поразительной трудоспособностью, много работал, стремясь в совершенстве овладеть профессиональными навыками.
В 1885 году Пастернак возвращается в Одессу и заканчивает университет, получив диплом юриста. Художнику нужно было пройти воинскую службу, он поступает в артиллерию вольноопределяющимся. Впечатления от воинской службы нашли отражение в первой большой работе "Вести с родины", которой художник дебютировал на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1889 году. Картина имела успех и еще до открытия выставки была приобретена П. М. Третьяковым. Большое впечатление на зрителей произвели также рисунки, выполненные в Мюнхене. В своих воспоминаниях художник пишет: "В скором времени за мною установилась даже репутация настоящего рисовальщика, не только среди молодых товарищей, но и среди именитых старых художников-передвижников". В 1894 году Пастернака приглашают преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.
После переезда в Москву Пастернак сближается с художниками, группировавшимися вокруг В. Д. Поленова: В. А. Серовым, К. А. Коровиным, И. И. Левитаном, М. А. Врубелем. Этот художественный кружок сыграл важную роль в становлении русского искусства XX века. Художников объединяло желание передать в живописных работах непосредственное видение мира, стремление к эмоциональной и декоративной выразительности цвета. Эти задачи были близки творческим поискам Пастернака. В рисунке "Художник Н. Д. Кузнецов за работой" (1887) свободная, мягкая манера исполнения передает световоздушную среду мастерской. Свет становится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах "Дебютантка" (1892), "Чтение рукописи" (1894), "Накануне экзаменов" (1894) свет и цветовое решение не только создают определенное настроение, но и раскрывают внутреннее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения. В "Чтении рукописи" изображен Л. Н. Толстой, читающий свою рукопись художнику Н. Н. Ге при свете свечи. Тонкие колористические взаимоотношения света и тени, живописная изменчивость цвета, обобщенные формы, выраженный пастозный мазок характеризуют творческую манеру Л. О. Пастернака-живописца.
Многолетняя дружба с Л. Н. Толстым оставила неизгладимый след в жизни художника. Толстовская тема занимает значительное место в творческом наследии художника. В картинах и многочисленных зарисовках запечатлен образ великого человека, в иллюстрациях к его произведениям вое создан мир толстовских героев; многочисленные страницы в книге художника "Записи разных лет" посвящены воспоминаниям о днях, проведенных рядом с Л. Н. Толстым.
Еще в 1893 году петербургский журнал "Север" предложил Пастернаку (наряду с В. В. Верещагиным, И. Е. Репиным и другими художниками) сделать иллюстрации к роману Толстого "Война и мир" и выпустить их отдельным альбомом. Иллюстрации Пастернака очень понравились Толстому, и он сам предложил художнику иллюстрировать свои новый роман "Воскресение". Рисунки печатались в самом распространенном журнале России — "Нива", параллельно тексту. Целая галерея образов, даже второстепенных персонажей отличается ясной психологической и социальной характеристикой. Автор точно следует развитию сюжета, изображая частную жизнь героев, сцены в суде, в тюрьме, на каторге. Иллюстрации свидетельствуют о глубоком и серьезном знании жизни России того времени. Мягкие переходы светлого и темного, живописная разработка светотени создают тонкие нюансы, придающие особую эмоциональность рисункам.
Свет как источник эмоциональности, как создатель определенного настроения — излюбленный прием в творчестве Л. О. Пастернака. В картине "Л. Н. Толстой в кругу семьи. Под лампой" (1902) золотистое освещение создает атмосферу тишины и покоя, отдохновения после дневных забот. Перед глазами художника проходила каждодневная жизнь писателя, членов его семьи, и он старался запечатлеть свои наблюдения. В рисунках передана непосредственность характерных движений, жестов, взглядов Льва Николаевича.
Л. О. Пастернак имел привычку постоянно зарисовывать, делать наброски в альбомах: "...только тогда и ценен набросок своей естественностью, не позированием". Стремление к естественности, к непосредственному переживанию натуры в неповторимых впечатлениях наиболее полно раскрывается в рисунках. Художник предпочитает работать пастелью, углем, итальянским карандашом. Легкая непринужденная манера исполнения, сознательная незаконченность, импровизационность придают рисункам поэтическую недосказанность, которая становится главным художественным приемом мастера в законченных работах.
Очень часто Пастернак черпал темы своих произведений в жизни своей семьи, своих детей. Эти работы отличаются камерностью и проникнуты теплой любовью к близким. Детские образы полны очарования. В рисунке "Няня с ребенком" (1903) художнику удалось подметить милую детскую серьезность, с которой дочь рассматривает картинку. Рисунок "В четыре руки" (1905) передает духовную близость увлеченных музыкой людей. В фигурах музицирующих (жены художника, известной пианистки, и друга семьи) Пастернак схватывает пластику движений пианиста, передает внутреннее напряжение, сосредоточенность исполнителя. Сын художника, Борис, слушает музыку, но и он сопричастен творчеству, — так вдохновенно лицо юноши.
Творческое начало человеческой личности в самых разных его проявлениях привлекало пристальное внимание Л. О. Пастернака. Он создает портреты писателей Л. Н. Толстого и A. М. Горького, поэтов Э. Верхарна и Р. М. Рильке, музыкантов А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина, художников К. А. Коровина и В. А. Серова, ученого А. Эйнштейна и многих других. Целая портретная галерея выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры была создана Пастернаком. Художник одним из первых рисовал B. И. Ленина — на II конгрессе Коминтерна и во ВЦИКе.
Творческая деятельность Л. О. Пастернака сочеталась с организаторской. Он входил в состав членов-учредителей Союза русских художников, который возник в 1903 году. Пастернак (наряду с В. А. Серовым, К. А. Коровиным, М. В. Нестеровым и М. А. Врубелем) стоял у истоков этого художественного объединения. Его выставки были крупными художественными событиями, по ним можно было судить о путях развития русского искусства, о его успехах.
Творчество Л. О. Пастернака привлекает своей искренностью и высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.