11.12.2012

Митов, Антон (1862-1930)

Интерес к простым людям, их жизни, быту красной нитью проходит через весь творческий путь известного болгарского живописца Антона Митова.

Он родился в небольшом городке Стара-Загора, и детство его пришлось на бурные годы национально-освободительной борьбы болгарского народа за независимость.

Девятнадцатилетним юношей он покидает родные места и отправляется в Италию, во Флоренцию. Четыре года, проведенных в классах Флорентийской Академии изящных искусств, были не только временем обучения молодого живописца мастерству, но и временем становления его мировоззрения.

В эти годы во Флорентийской Академии преподавали в основном представители школы "маккьяйолизма", сформировавшегося в середине века. "Маккьяйолисты" стремились освободиться от пут академической живописной системы, а также от характерных для художников предшествовавшей романтической эпохи литературных сюжетов. Несомненное влияние на становление творчества молодого болгарского живописца оказал Джованни Фаттори, преподававший в эти годы во Флорентийской Академии изящных искусств. Он был крупнейшим представителем движения "маккьяйолизма", его живописные работы отмечены остротой наблюдений, жизненной непосредственностью, композиционной свободой и одновременно сдержанностью палитры и лаконизмом художественного языка. Он научил Антона Митова работать на пленэре, строить пространство с помощью тональных соотношений, световых пятен.

В 1885 году Антон Митов возвращается на родину и поселяется сначала в Пловдиве, а затем в Софии, ставшей после окончания русско-турецкой войны 1877 -1878 годов центром художественной жизни страны.

Болгарское национальное искусство к концу XIX века прошло сложный путь становления и развития. Средневековое искусство было религиозным по характеру. В эпоху национального Возрождения, датирующегося в Болгарии концом XVIII века — 1878 годом, становится очевидным отход от довлевших ранее византийских канонов. Национально- освободительное движение второй половины XIX века, подъем национального самосознания придали реалистическую направленность болгарскому искусству. В 1890-х годах в искусстве Болгарии, оправившейся от последствий османского владычества, наступил заметный подъем.

Деятельность приехавших в эти годы на родину молодых художников, получивших художественное образование за рубежом — в Италии и Германии, немало помогла становлению национальной болгарской художественной культуры. А. Митов и его товарищи — И. Ангелов, И. Мырквичка, Я. Вешин — устраивали первые персональные и групповые художественные выставки. Результатом их общественной деятельности стало создание в 1893 — 1894 годах Общества поощрения искусств, издававшего солидный для того времени журнал "Искусство" (1895 — 1897 годы). В 1896 году в Софии после ожесточенных дебатов в Народном собрании открылось Государственное рисовальное училище, преподавателем которого Митов оставался до 1927 года. После создания Болгарской Академии художеств Митов преподавал там живопись.

В 1890-е годы Митов отдает много сил пропаганде национального искусства в печати. Большое значение имели пламенные статьи Митова в защиту реалистического искусства, страстным поборником которого он оставался всю свою жизнь.

Творческое наследие Митова велико, он много работал, пробовал себя в различных жанрах и техниках живописи. Его портреты донесли до нашего времени образы деятелей болгарского национально-освободительного движения, его кисти принадлежит обширная галерея портретов крестьян и крестьянок в разнообразнейших национальных костюмах. Отдал Митов дань и традиционной для болгарской художественной школы иконописи, а также фресковой живописи. Стремление к монументальности, эпическому звучанию образов родной природы с особой силой проявилось в листах из большого альбома "Памятники русским воинам, павшим в Болгарии в освободительную войну 1877 — 1878 годов", созданного группой болгарских художников — А. Митовым, И. Мырквичкой, Я. Вешиным и другими — к 20-летию окончания русско-турецкой войны.

Но главное место в творчестве Митова занимает жанровая живопись. Интерес к простым людям — крестьянам и крестьянкам — очерчивает и круг выбранных художником тем. Показывая своих героев в привычной для них обстановке, художник с любованием выписывает лица, костюмы, предметы быта, архитектуру. Тонкими световыми и цветовыми нюансами пользуется Митов в картине "Группа крестьянок на Софийском базаре" (1903, Национальная художественная галерея, София). Яркое солнце освещает живописную группу женщин, расположившуюся в тени под навесом лавки, рядом — горы фруктов, туши животных, у ног крестьянок возятся в пыли поросята. Вся группа связана сложным, переходящим от фигуры к фигуре движением, развивающимся по диагонали, и вместе с тем в композиции есть спокойствие, приобретенное за счет расслабленных поз старых крестьянок. Так же статична композиция картины "Белят полотно в Плевене" (1905, частное собрание). Контраст взлетающих полотен и точных движений фигур создает особое ритмизированное пространство картины. Жизнелюбием проникнуты "Базар овощей и гончарных изделий в Софии" (1917, Художественная галерея, Пловдив) и другие работы художника.

Значение творчества Антона Митова в становлении национальной болгарской школы живописи велико. Он воспитал целую плеяду болгарских художников. Один из ведущих мастеров болгарской реалистической живописи, Антон Митов с искренней любовью изображал на своих полотнах мир болгарской деревни, ее людей, их своеобразный быт.

Т. Гатова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.