Барт, Виктор Сергеевич (1887-1954)
В статье "Семидневный смотр французской живописи" Владимир Маяковский писал: "Я был в мастерской Барта, очень знакомого нам художника до войны, человека серьезного, с большим талантом, — в его крохотном поднебесном ателье я видел десятки работ несомненно интересных..." Имя Виктора Барта сейчас почти забыто. Человек трудной, подчас трагической судьбы, Барт был неудачлив и с точки зрения судьбы своего творческого наследия. Его картины и рисунки разбросаны по многочисленным частным собраниям; монументальные росписи, фрески или не сохранились или не нашли воплощения и дошли до нас только в эскизах. Тем не менее этот неброский, но серьезный и вдумчивый талант заслуживает внимания и не должен быть "пропущен" в истории отечественного искусства.
Виктор Сергеевич Барт родился в селе Величаево Новогригорьевского уезда Ставропольской области. Его отец был ветеринаром при военной части. Большая семья вела кочевой образ жизни, часто переезжая с места на место. Виктор Барт окончил Сумское реальное училище и в 1906 году попал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он проучился несколько лет и, по всей видимости, был исключен. В 1910 году Барт дебютировал на выставке "Бубнового валета" иллюстрациями к "Повестям Белкина" А. С. Пушкина и эскизом "Распятие". В первой выставке нового объединения приняла участие почти вся передовая художественная молодежь Москвы, в том числе и Михаил Ларионов, с которым Барт был знаком по училищу и встречался в знаменитой "Башне" — коллективной мастерской молодых художников. Эта свободная мастерская находилась в оппозиции к училищу, натуру здесь ставили сами художники, чаще других Ларионов, который уже в то время пользовался большим авторитетом. Среди своих воинственно настроенных друзей Барт был, пожалуй, самым умеренным, его отличали "классические" симпатии, которые считались почти "преступными" в среде молодых художников в то кипучее время. Вскоре Виктор Барт уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, однако и там система образования его не удовлетворила, и он вернулся в Москву.
В 1912 году Барт принял участие в выставке "Ослиный хвост" вместе с Ларионовым, Гончаровой, Шевченко и другими. Эта выставка, как и следующая за ней в 1913 году "Мишень", объединила под знаменем "неопримитивизма" художников, вышедших из "Бубнового валета", который они обвиняли в излишней приверженности французскому искусству. Неопримитивисты опирались в своем творчестве на национальные истоки: русский народный лубок, древнерусскую живопись, обращались к Востоку. Виктор Барт, в целом разделяя принципы неопримитивистской живописи, продолжал тем не менее тяготеть к классическому искусству. "Четыре поучительные картинки на слова, взятые из книги "Монтеня"", неуловимо напоминают средневековую французскую миниатюру, а стенная роспись "Труд" в имении Калитаева в селе Паличковка близ Харькова вызывает в памяти образы кватроченто, хотя своеобразие композиционного построения этих произведений свидетельствует, что перед нами незаурядный мастер, отнюдь не чуждый современности. Композиции Виктор Барт уделял большое внимание, его теоретический труд так и назывался — "Теория композиции в живописи". Художник писал: "Стоя одиноко вне противоречивых теорий современных увлечений, в произведениях великих мастеров древности, изучением и размышлением над ними, рядом своих ошибок, нашел я идеи, заложенные в основании живописи". Часть этого трактата была опубликована в журнале "Млечный путь" за 1914 год, когда Барт уже находился на военной службе. Виктора Барта направили в офицерскую школу, окончив которую он в составе одной из бригад русского "Экспедиционного корпуса" был отправлен во Францию.
Русские войска за границей подчинялись непосредственно французскому командованию. После Февральской революции в России солдаты отказались воевать и требовали отправки на родину, начались волнения, бунт был подавлен с помощью французской артиллерии. По распоряжению французского правительства, из русских солдат сформировали рабочие батальоны, отказавшихся же сослали в Африку на каторжные работы, среди них был и Виктор Барт — "...он был единственным офицером, не согласившимся после Октября с культурной манерой французов хоронить не желающих идти против Революционной России в африканских ямах...", — свидетельствовал Владимир Маяковский, который видел Барта в Париже в 1923 году.
В 1919 году Барт в Париже. Здесь он встретил старых друзей — Ларионова и Гончарову, познакомился с Пикассо, который начал увлекаться классикой, и это сблизило двух столь разных художников.
В графической серии по мотивам древнерусской живописи, выполненной Бартом в 1921 году, изысканность рисунка, утонченный эстетизм самым причудливым образом сочетаются с простодушной непосредственностью восприятия натуры. Мир, созданный художником в работе "Семья за столом" (Музей Виктории и Альберта, Лондон), прост, но не наивен, и хотя фигуры персонажей нарочито деформированы, их руки распластаны на плоскости стола, драпировки одежд сливаются с его ножками, которые в свою очередь перетекают в архитектурные аркады в верхней части листа, а кошка, сидящая внизу, как бы вырастает из ступенек лестницы — все это кажется совершенно естественным. Сложность и оригинальность композиционного замысла становятся очевидными только при внимательном "прочтении".
В Париже Виктор Барт примкнул к левому крылу эмиграции, которая с симпатией относилась к России и проявляла интерес к советскому искусству. Художник сотрудничал в журнале "Удар", где печатались статьи И. Эренбурга и А. Луначарского.
В 1925 году Виктор Барт участвовал в оформлении павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. В 1927 — 1928 годах он вместе с Ларионовым помогал комплектовать выставку "Современного французского искусства" в Москве, которая имела тогда большое значение для установления культурных связей Франции и СССР. Таким образом, связи Барта с отечественным искусством не прекращались, стоит вспомнить, что еще в 1922 году он участвовал своими работами на выставке художественного общества "Маковец" в Москве.
В 1936 году Виктор Сергеевич Барт вернулся на родину. Он жил в Москве, работал в монументальной мастерской Л. А. Бруни и В. А. Фаворского, иллюстрировал книги в Детиздате, впоследствии переименованном в Детгиз. В 1948 году, уже после войны, он выполнил серию графических работ "Москва в прошлом и настоящем".
Умер Виктор Сергеевич Барт в 1954 году в Москве.