11.12.2012

Питтони, Джованни Баттиста (1687-1767)

Восемнадцатый век в Италии — время медленного заката многовекового блистательного искусства. И лишь одна из итальянских школ живописи достигает в эту эпоху подлинного расцвета — венецианская. Здесь работали художники, искусство которых по своему значению и живописной силе может быть поставлено на один уровень с французским искусством XVIII века. Наиболее выдающимся мастером венецианской живописи XVIII века был Тьеполо, но рядом с ним работала целая плеяда прекрасных мастеров монументально-декоративной живописи. К их числу принадлежит и Джованни Баттиста Питтони.

Питтони, как и многие художники его поколения, воспитывался на произведениях Себастиано Риччи, которого можно считать родоначальником течения так называемых "кьяристи" (по-итальянски "кьяро" — светлый) — художников, которых объединяло стремление к осветлению живописной палитры. Риччи был также первым среди венецианцев, обратившихся к наследию искусства Паоло Веронезе, которое стало для них своеобразным олицетворением золотого века Венецианской республики и венецианской живописи. Конечно, Питтони не мог пройти мимо замечательных достижений своих современников — Джованни Батиста Тьеполо и Джованни Баттиста Пьяцетты, искусство которых оказало заметное влияние на его живописную манеру.

Питтони принадлежит к своеобразному типу художника- виртуоза, каких было много в монументально-декоративной живописи Венеции той эпохи. Венецианские декораторы, как правило, пользовались всеевропейской известностью, они много путешествовали, а работали с величайшей быстротой и непринужденностью. Питтони был особенно популярен в Германии, откуда получал много заказов, например, от саксонского курфюрста Августа. Он работал и для России, до сих пор плафоны кисти Питтони украшают дворец в Ораниенбауме под Ленинградом. В Италии Питтони также работал в самых разных городах: в Турине, Парме, Неаполе.

В восприятии XVIII века главенствующим жанром живописи выступала историческая живопись, и многие венецианские художники той эпохи, в том числе Питтони, стремились работать в этом жанре, брали сюжеты своих картин из классической истории, поэзии, мифологии или Библии. Но в это время в венецианской живописи уже происходит заметный сдвиг в сторону формальных задач. Характерно, что не существовало особых различий в трактовке мифологических и религиозных сюжетов. А образы мадонн, созданные Питтони, мало чем отличаются от образов языческих богинь классической мифологии.

Большие, возвышенные темы, эпичность чаще всего оказывались чуждыми художникам, — напротив, они стремились уйти от всего слишком серьезного или репрезентативного. Картины венецианцев XVIII века всегда очаровывают, но в них чисто декоративный эффект часто заслоняет чувства изображаемых героев. В этих работах царят поверхностная легкость, игривость, праздничность, а персонажи чаще всего одеты в пышные костюмы эпохи Возрождения.

Причем венецианское сеттеченто наиболее полно и совершенно выражает себя не в большой форме исторической картины, а во второстепенных, с точки зрения XVIII века, жанрах — пейзаже или бытовом жанре, а также в малых интимных формах живописного эскиза или самоценного беглого графического наброска. Именно в виртуозных живописных эскизах художники вроде Питтони смогли выразить себя наиболее полно и с лучшей стороны.

Действительно, большие композиции Питтони часто кажутся нам скучными, эклектичными и довольно вялыми. Переполненные многочисленными жестикулирующими персонажами, которые принимают совершенно неоправданные с точки зрения сюжета, но изысканные и до чрезвычайности грациозные позы, эти картины при кажущемся обилии самых разнообразных движений лишены подлинной динамики.

Живописный эскиз, как правило, значительно превосходит по качеству законченное полотно. В нем сохраняется своеобразная трепетность свободного, непринужденного творчества; его импровизационность, незавершенность оставляет простор воображению зрителя. Именно в эскизе чувствуется рафинированность и деликатность цветовой гаммы Питтони, а главным становится индивидуальное, личное видение художника. Прекрасным примером живописного эскиза Питтони может служить находящийся в ГМИИ им. А. С. Пушкина эскиз "Император Гонорий делает Констанция своим соправителем".

Пожалуй, из всех венецианских художников XVIII века Питтони ближе всего подходит к живописи французского рококо. Иногда его манера разительно похожа на живопись Франсуа Лемуана, причем до такой степени, что картины их даже путали. Между 1715-1725 годами Питтони создает целый ряд картин на мифологические любовные сюжеты (например, "Диана и Эндимион" из Эрмитажа). Композиционное построение этих картин с двумя фигурами главных героев, которые часто заполняют почти всю плоскость холста, сам тип обнаженной женской фигуры, вытянутых элегантных пропорций напоминают о мифологических картинах Лемуана.

"Французская манера" Питтони всегда ставила в тупик историков искусства, поскольку вряд ли здесь может идти речь о каких-либо заимствованиях со стороны Питтони. Конечно, в первой четверти XVIII века контакты между венецианской и французской живописью были довольно тесными, хотя скорее можно заметить влияние итальянских художников на французских, а не наоборот. Достаточно вспомнить о том, что венецианец Д. А. Пеллегрини в 1719 году расписал в Париже плафон в одном из залов французского банка (на этот заказ, кстати, претендовал именно Ф. Лемуан). Венецианская художница Розальба Каррьера в 1720 году посетила Париж, где создаваемые ею пастельные портреты пользовались большим успехом. Целый ряд итальянских художников был принят во Французскую Королевскую Академию живописи.

"Французскую манеру" Питтони можно объяснить тем, что живописи XVIII века, по сравнению с XVII или XIX столетиями, присуща гораздо бо?льшая стилистическая цельность и единство. И в венецианской, и во французской живописи преобладают светлая, холодная тональность, утонченность и деликатность цветовой гаммы. Художникам XVIII века приходится решать в первую очередь декоративные задачи, и даже в станковых работах преобладает декоративное начало. Элементы рококо так или иначе содержатся в творчестве многих венецианских мастеров XVIII века. Обаятельное, изысканное искусство Д. Б. Питтони органично входит в живописную культуру стиля рококо.

Е. Шарнова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.