11.12.2012

Орси, Лелио (1511-1587)

Итальянский живописец и архитектор Лелио Орси работал во второй половине XVI века и известен в основном как мастер небольших картин на религиозные сюжеты, выполненные виртуозной кистью, в совершенстве владеющий передачей сияния и переливов пламенеющих и одновременно холодных цветов, иррациональной игры света и тени, эффектов странного, волнующего ночного освещения. От его маленьких картин исходят особая сила и энергия, зажигающая зрителя эмоциональной насыщенностью и напряженностью атмосферы, в которой стираются различия между объективностью существования мира и субъективностью человеческого переживания. Произведения, подобные картинам Лелио Орси, характеризуют одну из заключительных стадий развития итальянского маньеризма, когда на смену утонченному гедонизму, экстравагантной изощренности и вычурности под давлением контрреформации и усиливавшихся мистических течений приходит стремление уйти в мир субъективных чувствований растворение образов действительности в стихии смутно угадываемой экзальтированной эмоции. Наиболее законченное выражение это течение маньеризма нашло в искусстве художников, работавших при провинциальных герцогских дворах на севере Италии, в основном в Эмилии — Парме, Брешии, Модене и других.

Родной город Лелио Орси — Новеллара. Здесь, а также в соседней Реджии художник трудился большую часть своей жизни. В целом о жизненном и творческом пути этого мастера известно немного. Надпись на гробнице Орси, составленная его сыном, гласит, что художник умер 3 мая 1587 года в возрасте 76 лет и что он был великим архитектором, еще более великим живописцем и величайшим рисовальщиком. С тех пор как в конце прошлого столетия историками искусства было приписано Орси несколько фресок, ученые принялись разыскивать документы, связанные с его именем. Такие документы были обнаружены. Теперь известно, что деятельность Орси протекала в Реджио-Эмилии в 1536 и 1544 годах, что с 1546 по 1552 год он работал в Новелларе, в 1553 году документы фиксируют его пребывание в Венеции, в декабре 1554 — в Риме. Вернувшись в Новеллару в 1559 году, он, очевидно, уже более не покидал ее. Документально подтвержденных или подписанных самим мастером работ сохранилось очень мало. Известен подписанный и датированный 1569 годом рисунок, изображающий Марию с младенцем. Вокруг этого рисунка сгруппированы небольшие картины, которые и составляют для нас сердцевину искусства Орси (две из них хранятся в Модене — "Мученичество св. Екатерины" и "Мертвый Христос с Милосердием и Правосудием"; две в Неаполе — "Св. Георгий" и "Жертвоприношение Исаака", "Христос на пути в Эммаус" — в Лондоне, "Рождество" прежде находилось в Берлине). Обнаружены и рисунки, так или иначе связанные с этими картинами. Высокое качество этих листов подтверждает надпись на его гробнице: действительно, Орси был великолепным рисовальщиком. Известно также, что Орси был популярным мастером-декоратором. Им были расписаны фасады многих домов в Новелларе, Парме и других городах. Но, к сожалению, мало что сохранилось от этой сферы деятельности художника — лишь небольшие фрагменты и ряд подготовительных работ, по которым можно судить, что на Орси большое влияние оказал пармский художник Антонио Корреджо. Иллюзионистические эффекты декоративной живописи пермского мастера, украшающей стены и плафоны монастырских зданий и храмов, Орси применил в росписях гражданского зодчества.

В Новелларе и Реджии скрещивались художественные веяния, шедшие из Пармы и Болоньи. На творчество Орси оказало влияние как утонченное, жизнерадостное искусство Корреджо, так и живопись некоторых болонских академистов. Под их воздействием открытый свободный стиль Корреджо Орси модифицировал в более замкнутый, с гладкой манерой письма, с почти неразличимым движением мазков кисти. Но это не означало классицизирующих тенденций мастера — картины, созданные в самые различные периоды творческого пути, характеризуют искусство Орси как искусство маньеризма.

С 1555 года, после поездки в Рим, в произведениях Орси все явственнее начинают звучать отголоски влияния Микеланджело, преломленного, однако, сквозь призму болонского академизма. Кроме того, в творчестве мастера нашли своеобразное отражение и черты искусства Северной Европы: в его наиболее значительных произведениях слышится далекое эхо эмоционально наполненного, экспрессивного искусства готики. Это не случайно, так как на севере Италии, запаздывающем в своем развитии по сравнению с Тосканой, черты средневековой культуры не исчезали в принципе никогда, а к концу XVI столетия вновь получили почву для открытого про явления и расцвета.

Все эти конкретные живописные влияния и особая духовная среда, питавшая искусство Орси, придали ему своеобразие, остроту и экспрессивность. Одной из лучших работ мастера является "Христос на пути в Эммаус" из Лондонской национальной галереи. Композиция, составленная всего из трех фигур, очень беспокойна и выразительна. Яркие вспышки света скользящими движениями ложатся на землю, лица, фигуры путников. Сами путники даны во всей их осязательной достоверности, с подробно и тщательно выписанными чертами простонародных лиц и деталями одежд. Но одновременно их физическая субстанция дематериализована, растворена во вспышках и полыхании цвета и света, их фигуры не имеют тяжести, они не идут, а скользят, хотя, в противоречие этому, их поступь отчетливо воспринимается зрителем. Это контрастное сопоставление несопоставимого, противоборство реальной достоверности и экзальтированной экспрессии составляют основу образа, придают ему особую эмоциональную напряженность, сообщающуюся и зрителю.

Нередко эта напряженная экспрессия являлась не только, а может быть, и не столько следствием эмоционального переживания, но была рационально продумана, составляла задачу Орси как художника-маньериста. Подобная рациональность подчас глубоко запрятана в живописном образе, но нередко проявляется более откровенно, и современному зрителю часто бывает очень трудно отличить подлинное переживание художником действительности от рассудочной заданности, продиктованной официальным заказом. Примером произведений подобного рода может служить картина "Мученичество Св. Екатерины" (Модена, галерея Эсте). Композиция развивается по вертикали, как бы сохраняя плоскость холста. Однако преувеличенные ракурсы, утрированные движения персонажей, сложные развороты фигур в пространстве эту плоскость разрушают. С чисто маньеристической виртуозностью и изощренностью художник изобретает орудие мученичества святой, своеобразный станок, вытянутый вверх. Резкие вспышки света, словно молнии, извлекают из непроницаемой тьмы лица, фигуры, отдельные предметы. Картинная плоскость пронизана беспокойно пульсирующим движением, волнообразными ритмами линий. Пространство, в котором происходит действие, иррационально. Казалось бы, это замкнутый интерьер, но наряду с подробно выписанным полом здесь не видно стен, а вместо потолка — полыхающие облака вверху, из которых врываются в помещение карающие ангелы с мечами в руках. Немыслимое смешение по-микеланджеловски трактованных телесных форм и их имматериальное растворение в сиянии света, чрезмерное заострение изломов композиции, нарочитая деформация форм и движений, сочетание утонченности живописного решения с подчеркнутой натуралистичностью и даже грубостью образов, неожиданность ракурсов производят впечатление странной фантасмагории, свойственной не только этому произведению, но и искусству Орси в целом. Несмотря на ярко выраженную экзальтированность, здесь явно ощущается недостаток непосредственного чувства, искренности — эмоциональность находится на грани с рассудочностью. Происходит, очевидно, непредвиденное: экспрессия, призванная выражать и будить религиозное переживание, переходит почти в противоположное качество, становится чувственно-беспокойной, будоражит осязательные нервы зрителя.

К концу творческого пути живопись Орси становится все более условной, композиционные схемы — более рассудочными, холодными. Но в лучших работах искусство этого своеобразного и загадочного мастера представляет интересную и не- обычную ветвь маньеризма, а некоторые его картины отражают подлинное глубокое чувство, полное беспощадного трагизма. Недаром в коллекции Рембрандта наряду с произведениями многих других выдающихся мастеров хранились работы Лелио Орси, художника из Новеллары.

Е. Варламова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.