11.12.2012

Младенов, Петер (1887-1978)

Творчество заслуженного художника Народной Республики Болгарии Петра Младенова занимает в национальной культуре особое место. Ему принадлежит заслуга создания станкового пейзажа в болгарской современной живописи, где до его работ пейзаж являлся лишь вспомогательным жанром, фоном для портрета или батальных сцен.

Сложен был путь Младенова в большое искусство. Он родился в бедной рабочей семье в Софии. Серые стены большого города, задымленные крыши, почерневшие трубы заводов, усталые лица рабочих — первые детские впечатления Младенова. Рано узнал он и тяжелый труд. Мальчиком Петер пристрастился к рисованию, используя для своих рисунков оберточную бумагу, обрывки газет.

Будущий живописец не получил систематического художественного образования. Преподавание в Софийском рисовальном училище, куда он поступил в начале 1900-х годов и где проучился четыре года, не отвечало его стремлениям. Позиции, на которых стояло большинство преподавателей училища, возглавляемого в те годы известным болгарским художником и общественным деятелем Иваном Мырквичкой, не удовлетворяли молодое поколение болгарских художников, выдвинувших свои эстетические идеалы. Большое значение молодежь придавала пластическим проблемам, поискам формы.

Первым учителем Младенова в Софийском рисовальном училище был Петр Клисуров, чья педагогическая система — копирование орнаментов и рисование гипсов — не нашла отклика в душе молодого художника. Сначала он хотел покинуть училище, но друзья уговорили его перейти в мастерскую сначала Стефана Иванова, а затем Ивана Ангелова, где методика преподавания не отличалась жесткостью, позволяя начинающим художникам вести свободный поиск своей индивидуальной манеры.

Свою тему Петер Младенов выбрал однажды и навсегда — пейзаж родной Болгарии. Причем его привлекали монументальные формы, эпические образы в родной природе. И хотя не хватало мастерства, помогала увлеченность, искренняя уверенность в правильности выбора.

После ухода из училища Младенов продолжал самостоятельные занятия живописью. Писал много, часто ночами, днем надо было зарабатывать на жизнь. Долго он не хотел выносить свои работы на суд зрителей. Лишь в 1913 году, уступив настояниям друзей, он показал свои пейзажи известному болгарскому карикатуристу Александру Божинову, строгому и взыскательному критику. По его рекомендации Младенов выставил свои работы в Софийском салоне. Революционно настроенная общественность горячо поддержала молодого художника, увидев в его произведениях новое прогрессивное направление в болгарском искусстве. В начале 1914 года вместе с А. Божиновым, выставившим свои карикатуры, и П. Морозовым, показавшим иллюстрации к произведениям болгарских писателей, выставил свои городские пейзажи и П. Младенов. И снова успех. Критики отметили его свежий и оригинальный талант.

Первая мировая война расстроила планы художника — он хотел путешествовать, увидеть Италию, Париж. Младенов уходит на фронт как военный художник. Теперь его тема — военные сценки, портреты солдат, продолжает он писать и пейзажи; лаконичный рисунок, простая и строгая композиция отличают его пейзажи Охрида, где ему довелось побывать в годы войны. На фронте Младенов сблизился с коммунистами. Сын рабочего, он принимал близко к сердцу чаяния солдат, бывших рабочих и крестьян.

В 1922-1923 годах Младенов побывал в Константинополе. Серия работ "Константинополь", выполненная акварелью, отмечена печатью оригинального видения города.

В 1918-1930 годах Младенов исчез с художественного горизонта, и о нем стали забывать. Но художник в эти годы много и плодотворно работал, не выставляя своих картин. Лишь в начале 1930-х годов его имя вновь появилось на афишах. А перед зрителями он предстал зрелым, сложившимся мастером.

Основные работы созданы Младеновым в 1930-е годы — это циклы "Глухие стены", "Бульвары", "Охридские пейзажи", "Пейзажи Мелника", "Остров Тассос" и другие. В этих работах композиция часто строится без человеческих фигур, но присутствие человека в них постоянно ощущается. В "Бульварах", по аллеям которых только что прокатилась людская толпа, оставив обрывки транспарантов, бумагу, потерянные башмаки, художнику удалось при помощи немногих деталей показать усталость этих не видимых зрителю людей, их надежду и веру в новую прекрасную жизнь. Любование природой отличает "Пейзажи Мелника" и позолоченные закатным солнцем воздушные "Пейзажи Охрида".

Младенов любит создавать целые серии пейзажей того или иного города, местности. Подчас он несколько раз, через несколько лет и в разные времена года, возвращался к уже освоенной теме, чтобы найти новые особенности, новые повороты сюжета. Так, много раз он писал Охрид, Мелник, остров Тассос, ни разу не повторяясь, создавая каждый раз новые образы.

В 1930-е годы началась и активная общественная деятельность Младенова, целиком захватившая его в годы после второй мировой войны. Младенову принадлежит заслуга организации содружества "Новых художников" Болгарии (1930), первым председателем которого он стал; в послевоенные годы он был одним и из создателей Болгарского Союза художников.

Т. Гатова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.