Ашбе, Антон (1862-1905)
Имя художника Антона Ашбе неразрывно связано с целым рядом имен крупных художников и деятелей искусства России и Югославии конца XIX — первых десятилетий XX века, и вспоминают о нем часто именно в связи с ними.
Ашбе был малопродуктивным, хотя и интересным живописцем. При жизни его картины редко можно было встретить на выставках, да и вообще их осталось после него не так уж много. Происходило это от необычайной требовательности художника к себе. Ставя в картине ту или иную задачу, работая над ней, художник нимало не беспокоился о сроках завершения — некоторые полотна оставались незаконченными долгие годы. Однако известность пришла к Ашбе в связи с педагогической деятельностью. Его знаменитая система привлекала к нему в школу художественную молодежь из разных стран.
Антон Ашбе, словенец по национальности, начал учиться живописи довольно поздно, двадцати двух лет. Поступив в Венскую Академию художеств в 1883 году, он остается там всего лишь год. Консервативность взглядов на задачи живописи, продиктованная официальным вкусом буржуазных кругов, проявлялась в поисках главным образом композиционных эффектов. В живописи господствовали исторические сюжеты, трактованные описательно, с расчетом на занимательность.
Переехав в Мюнхен и поступив в Академию, Ашбе знакомится с более прогрессивной, по сравнению с венской, методикой преподавания. Карл Пилоти, стоявший во главе этой реформы, отвергал копирование чужих произведений как средство познания натуры. Он считал изучение натуры необходимым компонентом образования и неисчерпаемым источником тем художника. Однако главным условием у него по-прежнему оставалось изучение специальных, затверженных изобразительных приемов.
Существовало в художественной практике и принципиально иное отношение к натуре. Французские импрессионисты, чьи живописные эксперименты, так шокировавшие публику, в эти годы утрачивали свою новизну, выработали свой подход к изображаемому. Они тоже изучали натуру, но по-другому. Их интересовала только передача на холсте непосредственного впечатления от предметов, погруженных в цветовую и световую, постоянно изменяющуюся атмосферу. Сюжеты выбирались самые простые, преобладали пейзажи как самый подходящий мотив.
Антон Ашбе, будучи знаком и с тем и с другим подходом к натуре, выбирает свой путь. Едва выйдя в 1891 году из Мюнхенской Академии, он открывает собственную школу, что было в то время распространено — существовали, например, частные академии в Париже, — и начинает обучать, исходя из своих, к этому времени в основном сформировавшихся, принципов.
В чем же заключался важнейший из них? — В понимании рисунка как способа исследования формы предмета, его конструкции. Это сближало метод Ашбе с системами других педагогов — современников П. П. Чистякова, преподававшего в это время в Петербургской Академии художеств и венгерского художника Ш. Холлоши, так же как и Ашбе, имевшего частную школу в Мюнхене. Но Ашбе учил как в рисунке, так и в живописи выявлять эту конструкцию выяснением распределения света и теней по поверхности предмета, в то время как Холлоши интересовало в первую очередь построение внутренних объемов предметов. Теория Ашбе, согласно которой свет являлся важнейшим орудием художника в работе над натурой, точнее, над передачей объемности, исходила в этом смысле из старых установок, утвердившихся в XIX веке. Но как ни далеко она отстояла от импрессионистического метода, все же, прививая ученикам интерес к световым эффектам, косвенно способствовала тому, что многие из учеников Ашбе в той или иной мере отдали дань импрессионистической манере письма.
Другое важное отличие методов Ашбе и Холлоши состояло в том, что внимание к объемности изображения превалировало у Ашбе над изучением свойств картинной плоскости. Иными словами, ученик должен был самостоятельно, доверяя только своему глазу, пытаться перевести на плоскость холста трехмерность пространства и, добиваясь правдоподобия изображения, изменять только что основательно изученную и построенную форму согласно закону этой плоскости.
За четырнадцать лет преподавания выучку у Антона Ашбе проходили многие, в том числе и русские художники. Интересно отметить, что те из них, кто учился ранее у Чистякова, особенно хорошо усваивали уроки и быстро становились помощниками учителя в занятиях с новичками. Много известных впоследствии в русском и югославском изобразительном искусстве имен вышло из этой школы: М. Добужинский, И. Грабарь, И. Билибин, К. Петров-Водкин, Н. Петрович, М. Яма. Этот перечень сам по себе показывает, насколько разнообразными художественными индивидуальностями были ее выпускники. Это тоже является своего рода положительной характеристикой педагогического метода, она свидетельствует о бережном отношении к характеру дарования каждого из учеников. Были среди них и такие, как, например, Д. Кардовский, А. Мурашко, сербские художники Б. и Р. Вукановичи, словенец И. Грохар, которые, вернувшись на родину, сами стали преподавать по тому же методу.
В целом же педагогическое наследие Антона Ашбе не потеряло своей актуальности и по сей день может служить хорошей практической основой для художников, постигающих тайны мастерства своей профессии.