11.12.2012

Моллер, Федор Антонович (1812-1874)

Большая часть произведений Федора Антоновича Моллера создана в течение 1840-1850-х годов. Этот период не слишком изучен в истории русского искусства и пользуется репутацией некоторого "безвременья", разброда в тенденциях и силовых линиях художественной жизни. В это время развивается русский бытовой жанр в творчестве П. Федотова, Л. Соломаткина и концентрируется в особую эстетическую систему искусство учеников А. Венецианова; в работах П. Басина, Ф. Бруни, К. Брюллова обновляется, приобретая пышность и блеск, академический канон, а усилиями брюлловских учеников, поклонников и эпигонов формируется понятие "салонной живописи", академического салона. Если добавить к этому разнообразные явления позднего романтизма и неоклассицизма (например, искусство Ф. Толстого), а одновременно тенденции, близкие "натуральной школе" и "физиологическим очеркам" в литературе (графика А. Агина, И. Щедровского, В. Тимма, П. Шмелькова), то пестрота художественной жизни этого времени предстанет особенно наглядно.

Место Моллера в этой разнородной картине — не выдающееся, но вполне определенное: его путь связан с Академией, определен ученичеством у Брюллова и в этих рамках очень последователен. Портретист и исторический живописец, создатель велеречивых многофигурных композиций на античные и евангельские сюжеты, построенных по академическим нормам ("Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий", 1856; "Несение креста", 1871) (копия с П. Басина), Моллер не отвлекался в иные жанры и избегал воздействия стилистических новаций: его живописное развитие отличалось ровным благополучием. Сегодня он как художник прочно забыт, и имя его вспоминается только в связи с портретом Н. В. Гоголя, выполненным им в 1840-х годах. Это один из немногих гоголевских портретов: иконография писателя небогата изображениями — он не любил позировать, к тому же именно этот портрет сделался едва ли не самым популярным.

Моллер стал художником по призванию и собственной воле: любовь к живописи в корне изменила его судьбу, поначалу складывавшуюся совсем иначе. Подобно П. А. Федотову, Моллер был офицером, пробующим свои силы в "художестве", — служа в лейб-гвардии Семеновского полка, он в свободное от службы время посещал классы Академии художеств. Его жизнь изменилась, когда на преподавательскую работу в Академию пришел К. П. Брюлллов — кумир художественной молодежи тех лет. Моллер выходит в отставку и полностью посвящает себя живописи, работая под руководством Брюллова в качестве вольноприходящего ученика (он сохранил прежний статус полупрофессионала-полулюбителя, посещающего академические занятия по собственной воле, без выполнения обязательных программ и защиты диплома). Работы Моллера пользуются успехом. Академия не забывает отмечать его заслуги — в 1837 году он признан "назначенным", а в 1840-м — за картину "Поцелуй" удостоен звания академика; в 1857 году его избирают профессором Академии художеств.

Картина "Поцелуй" (1840), неоднократно повторенная автором (Моллеру было свойственно репродуцировать собственные работы, пользующиеся успехом, — так, известны пять авторских повторений "Поцелуя" и примерно столько же раз воспроизводился знаменитый портрет Н. В. Гоголя), дает представление о характере его живописи. Сцена, ориентированная на расхожий идеал "красивости", рассчитана на широкого зрителя, чей непритязательный вкус сформирован "турчанками" и "итальянками" Брюллова и бесчисленными идеальными красавицами брюлловских эпигонов. Сама живописная манера, основанная на эффектах светотени и горячем контрастном колорите, заставляет вспомнить брюлловские уроки.

Среди портретов Моллера — а это был основной его жанр ("Автопортрет", портреты М. М. Ратманова, 1838, Ф. А. Бруни, 1840, Б. А. фон Глазенапа, 1858-1860) — интерес представляет лишь упомянутый портрет Гоголя, исполненный в Риме и неоднократно повторенный на протяжении 1840-х годов. Гоголь сам заказал художнику свой портрет; нередко этот странный для него поступок объясняется тем, что для второй редакции повести "Портрет", над которой писатель работал в это время, ему понадобилось непосредственное наблюдение над трудом портретиста. Одного общения с А. Ивановым (который выполнил портрет Гоголя в том же 1841 году), как видно, оказалось недостаточно, и, таким образом, Моллер, сам того не подозревая, сделался моделью для своего героя.

Портрет Гоголя очень похож на оригинал, он выполнен объективно, с большим вниманием к натуре — и лишь некоторая поверхностность трактовки образа заслуживает в нем упрека. Гоголь, веселый, полный оптимизма, радующийся жизни, — сегодня такое видение писателя представляется недостаточным, хотя восприятие Моллера если и было односторонним, то никак уж не было ложным или идеализирующим. Можно вспомнить, что в это же время А. Иванов написал Гоголя иным — с неуверенной полуулыбкой, с напряженной тревогой в глазах. Но и образ Моллера не зря завоевал популярность — "радостная" ипостась личности была явлена в нем с правдивой полнотой. К тому же для иконографии писателя, весьма бедной изображениями, портрет этот очень важен. И благодаря ему не забывается имя живописца — не слишком яркого, но заметного в своем кругу и своем времени.

Г. Ельшевская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.