Брустолоне, Андреа (1662-1732)
Выдающийся итальянский резчик по дереву и мебельщик Андреа Брустолоне родился в небольшом итальянском городке Беллуно. Он рано начал обучаться у своего отца, Якопо Брустолоне, ремеслу мебельщика, традиционному в их семье. Изучив все профессиональные приемы, которыми владел Якопо, талантливый юноша в пятнадцать лет уезжает в Венецию. Здесь он поступает в мастерскую скульптора Филиппо Пароди, ученика прославленного архитектора и скульптора Лоренцо Бернини — крупнейшего представителя итальянского барокко. Пароди твердо следовал художественным принципам своего великого учителя. Убежденным приверженцем искусства барокко стал и Андреа Брустолоне. После нескольких лет работы у Пароди он едет в Рим для завершения образования, а может быть, и в поисках работы. Но в Риме он прожил недолго. В память о римском периоде жизни Брустолоне остались две вырезанные из дерева скульптуры, хранящиеся в венецианском музее Коррер: конная статуэтка Марка Аврелия и "Св. Магдалина", исполненная под влиянием знаменитого произведения Бернини "Экстаз св. Терезы".
Вернувшись в Венецию, Брустолоне вскоре начинает работать самостоятельно и быстро приобретает популярность. Он исполняет скульптурные работы для венецианских церквей — статуи святых, распятия, табернакли (табернакль — дарохранительница в стене храма или декоративно оформленная ниша со статуей святого), церковные кафедры и скамьи. Многочисленными были также и светские заказы. Особенно значительной была его работа для знатной венецианской семьи Веньер ди Сан Вио. Для их дворца он исполнил за двадцать четыре года около сорока работ. Впоследствии эти вещи вместе с произведениями других художников перешли к семейству Контарини; в 1838 году все собрание было принесено в дар городу Венеции и выставлено в одном из городских музеев в палаццо Редзонико.
Материал, в котором работал Андреа Брустолоне, — дерево. Искусство резьбы по дереву было вообще чрезвычайно развито в Италии еще со времен эпохи Возрождения. Вторая половина XVII столетия — период нового расцвета этой техники. И Брустолоне является одним из самых ярких художников-резчиков по дереву этого времени. Его скульптуры и декоративная резьба демонстрируют необычайный размах и блестящую технику. Мебель его работы всегда величественных пропорций, довольно массивна и до предела насыщена скульптурным декором. Примером может служить прекрасный стол — консоль, исполненный Брустолоне и хранящийся в Государственном Эрмитаже. Гладкая доска столешницы опирается на резное подстолье, целиком состоящее из скульптурных групп, фризов и отдельных фигур. Четыре опоры стола выполнены в виде бородатых атлантов и соединены динамичной и сложной по рисунку группой нимф и амуров; царга представляет сплетение лежащих и летящих фигур младенцев. Виртуозно обработанная поверхность орехового дерева, сверкающая отблесками, придает живописность и усиливает выразительность этой скульптурной композиции. Стилевые особенности искусства барокко с динамикой и контрастами проявляются в полной мере в созданиях Андреа Брустолоне.
Бо?льшую часть своей жизни художник провел в Венеции и сделался своеобразной легендой города. Трудно сказать теперь, сколько из приписываемых ему работ в венецианских палаццо и церквах действительно вышли из его мастерской. Но в бесспорно принадлежащих ему произведениях поражают огромный художественный темперамент, неистощимая фантазия и виртуозное мастерство.
До конца своей жизни Брустолоне оставался верен принципам барочного искусства, и происходившие в начале XVIII века изменения стиля в сторону облегчения форм и большего изящества его не коснулись. Творчество Брустолоне во многом определило характер итальянской мебели в последующие годы XVIII века, сохранившей определенное своеобразие и в период господства рокайльного стиля.
Андреа Брустолоне прожил в Венеции до 1720 года. Затем он возвращается на родину, в Беллуно и там проводит остаток своей жизни.