ди Бартоло, Таддео (1362-1422)
В конце XIV — начале XV века в сиенском искусстве усиливается готизирующее течение и многие мастера обращаются к старой живописной традиции — к творчеству Симоне Мартини и братьев Лоренцетти. К этому течению примыкал и сиенец Таддео ди Бартоло. Его искусство обладает известной долей оригинальности, так как художник нередко покидал замкнутое сиенское окружение, он работал, помимо Сиены, в Генуе, Пизе, Триоре в Лигурии, Перудже, Вольтерре. Но основная деятельность Таддео протекала в родном городе, куда он возвращался неизменно после любого своего путешествия. Работая в различных центрах итальянской культуры, Таддео не только впитывал в себя новые художественные веяния, но и сам оказывал влияние на развитие итальянского искусства — содействовал распространению в Тоскане в целом чуждого ей северного стиля, так называемой интернациональной готики.
Таддео ди Бартоло был плодовитым художником. Он выполнил множество алтарей, был популярным мастером стенных росписей. В начале своего творческого пути Таддео пользовался традиционными библейскими сюжетами, но позже тематика его работ значительно расширилась и он нередко изображал сцены из античной мифологии. Стиль Таддео претерпел значительную эволюцию. Ранний этап его творчества длится примерно до начала XV века. Работы этого периода ("Мадонна со святыми", созданная в 1389 году для церкви Сан Паоло в Коллегарли, "Богоматерь с младенцем", 1390, Гренобль, Музей) целиком основываются на старой сиенской традиции, легко узнаваемой как в отдельных деталях, так и в общей композиционной формуле произведений. Но одновременно на этом фундаменте проявляются и другие тенденции — влияние его старших соотечественников в лице Бартоло ди Фреди (которого Вазари ошибочно считал отцом Таддео) и Джакомо ди Мино (возможно, его учителя). Об этом говорят жесткость и резкая очерченность контуров лиц, некоторая "деревянность" трактовки драпировок, невыявленность эмоционально-душевных движений, сухость исполнения.
В 1393 году Таддео совершает путешествие в Геную и знакомится с искусством Барны да Модена. С этого времени в его произведениях нередко проявляются некоторые художественные приемы Варны, например, в применении золота при изображении одежд персонажей.
С конца последнего десятилетия XIV века наступает новый период в творческом развитии Таддео. Его искусство вливается в общую струю интернациональной готики, охватившую многие страны Северной Европы и часть северной Италии. Изменения стиля Таддео прослеживаются во многих произведениях этого периода, например в алтаре, выполненном для церкви Сан Доменико в Перудже, и достигают своей кульминации в цикле фресок со сценами из "Жизни Богоматери" в Палаццо Пубблико — наиболее значительном достижении Таддео. Сцены из жизни Марии изображены среди легких архитектурных форм или скалистого сказочного пейзажа. Фигуры персонажей оживлены, мотивы их движений продиктованы внутренней экспрессией, на смену простым лапидарным драпировкам ранних произведений приходят более изящные, "готические", маскирующие пластику и объемы телесных форм под ними. Композиционное решение приобретает изысканность, цветовая гамма — теплоту и нарядность. В целом стилю художника стали свойственны черты аристократической рафинированности, элегантности. Одна из наиболее удачных сцен этого фрескового цикла — "Вознесение Марии". В нижней части композиции глазам зрителя предстает пустой гроб, вокруг которого столпились недоумевающие апостолы и другие персонажи. В чисто готическом духе художник акцентирует их душевные переживания, слегка утрируя удивленные вопрошающие жесты. Апостолы не видят, как Мария, поддерживаемая херувимами, плавно возносится вверх и как ее принимает Христос, сопровождаемый также херувимами. Главная сцена изображена на фоне холмов, пологие очертания которых мягко сбегают вниз; вдали виден силуэт замка.
Чертами стиля интернациональной готики отмечен и алтарный образ "Сан Доннино с заказчиками". (Музей Чивико, Пиза). Святой восседает в иератической неподвижной позе, мягкие, струящиеся складки его одежд делают фигуру почти невесомой, плоский золотой фон еще более подчеркивает бесплотность фигуры. Как сиенец Бартоло умел извлекать из линии бесконечно богатую ритмическую игру, в совершенстве владел тонким чутьем цветовых сопоставлений и умел пользоваться эмоциональной природой цвета. В стилистическом строе произведений зрелого периода творчества Таддео слились воедино сиенские элементы с чертами интернациональной готики, реалистически и жанрово трактованные детали повествования — с мягкой, неакцентированной манерностью, тонкой игрой плавных линий, обильным использованием золота и орнамента.
С начала второго десятилетия XV века художественная активность Таддео постепенно ослабевает. Поздний стиль мастера характеризуется утратой многих качеств зрелого периода. Но за счет этих потерь не приобретается ничего нового. Правда, Таддео находит новые сюжеты для картин, обогатив тем самым сюжетный арсенал сиенской живописи. В 1414 году он расписал залу, ведущую в капеллу Богоматери (ту самую, которую он расписывал в 1406 году), рядом сцен на мифологические сюжеты, а также портретами знаменитых людей прошлого и фигурами античных героев. Но эти работы лишены художественной цельности, воображения, чистоты стиля. Некоторые поздние произведения Таддео, например "Св. Христофор" (1412, Вольтерра), дают повод говорить о монументализации художественного языка мастера, однако они лишены подлинного величия и глубины содержания. По сравнению с живописью предыдущего этапа эти работы кажутся тяжелыми и вялыми. В целом позднее искусство Таддео уже не представляет собой оригинального художественного явления, а стоит в ряду самых посредственных и стандартных произведений сиенской живописи этого периода.