11.12.2012

де Брейн, Абрахам (1540-1587)

Свое творчество Абрахам де Брейн посвятил самому молодому виду изобразительного искусства — гравюре. К середине XVI века, когда работал художник, история печатной графики едва насчитывала полтора столетия. В отличие от живописи и скульптуры, сопутствовавших человеку с древности, европейская гравюра родилась только накануне эпохи Возрождения. Возросшее самосознание личности требовало индивидуального восприятия новых идей и знаний, и в удовлетворении этих запросов возможности гравюры оказались вне конкуренции. Эстамп, который берут в руки, чтобы рассмотреть, рассчитан на самый близкий, интимный и сугубо личный контакт со зрителем. В то же время умеренная стоимость и тиражность гравюры позволяли ей проникать в самые широкие слои населения. Ренессансная жажда знаний находила в гравюре быстрое и широкое удовлетворение. Печатная графика несла зрительную информацию о мире, отражала хронику событий и на раннем этапе существования связывала свою судьбу с выдающимся изобретением эпохи — книгопечатанием. Гравюра активно входила в жизнь. Она поучала, развлекала, служила украшением, радовала сердце коллекционера, но могла стать и оружием политической борьбы, приняв форму сатирического памфлета или листовки. Особую популярность гравюрное искусство снискало в странах к северу от Альп — в Германии и Нидерландах, где в первой трети XVI века работали великие мастера гравюры Альбрехт Дюрер и Лука Лейденский.

Абрахам де Брейн не принадлежал к числу художников, углубленно совершенствовавших стилистику гравюры и открывших новые средства выразительности. Деятельность этого мастера ярко отразила именно многоликое бытование гравюры и ее "отзывчивость" на запросы времени. Наследие Абрахама де Брейна впечатляет своим разнообразием. К каким только сюжетам ни обращался мастер! Неизменным оставалось одно — избранная им техника резцовой гравюры на металле. Работая в этой технике, художник вырезал резцами на полированной медной доске линии изображения, специальным инструментом счищал металлическую стружку с бороздок и заполнял полученные углубления краской. Наложив на доску увлажненный лист бумаги и пропустив под прессом, он получал оттиск на бумаге — эстамп, или гравюру. Техника резцовой гравюры была господствующей в XVI столетии и имела большую традицию в Нидерландах, на которую опирался в своем творчестве Абрахам де Брейн. Художник работал преимущественно в Антверпене — ведущем центре искусств Южных Нидерландов.

Как и у большинства граверов, основным видом творчества для де Брейна являлось создание фигурных композиций религиозного, мифологического или аллегорического содержания. Обычно воплощением темы служил не один лист, но целая серия. В 1560 — 1570-е годы де Брейн выполнил несколько таких серий. "История Сусанны" рассказывала эпизод из Библии, "Четыре евангелиста" представляли легендарных авторов истории жизни Христа. Морально-дидактический смысл носило изображение "Семи смертных грехов", с предостережением демонстрировавших особенно не терпимые церковью пороки: гнев, гордыню, лень, похоть, скупость, мздоимство и зависть. Аллегорические изображения "Семи планет", "Пяти чувств", "Свободных искусств" были вдохновлены гуманистической мыслью Возрождения. В этих произведениях художник варьировал распространенные темы и в ряде случаев воспроизвел в гравюрах рисунки и картины другого художника — антверпенского живописца Франса Флориса, что, впрочем, широко практиковалось, так как со времени, когда итальянец Маркантонио Раймонди в 1510-1520-х годах сделал гравюры с композиций Рафаэля, резцовая гравюра оставалась важным средством репродуцирования вплоть до изобретения фотографии.

Во второй половине XVI века Антверпен превратился в крупнейший центр книгопечатания в Европе. Эту славу принесла городу издательская деятельность Кристофера Плантена. К работе по оформлению книг Плантен привлекал наиболее известных художников и граверов, в том числе де Брейна. В 1583 году увидела свет знаменитая плантеновская Библия. Фолиант с текстом Священного писания украшали тщательно выполненные иллюстрации, гравированные де Брейном по рисункам Криспина ван ден Брука. А годом раньше художник награвировал альбом, иллюстрировавший "Торжественный въезд в Антверпен герцога Франсуа Алансонского в 1582 году". Двадцать одна гравюра большого формата передавала триумфальные сооружения, построенные на пути шествия, разыгрывавшиеся театральные представления и общую панораму празднества, увиденного как бы с высоты птичьего полета. Виртуозно работая резцом, гравер изобразил сотни фигурок и построек, заполняющих пространство листа: кварталы города с высящейся над ними башней собора, воды Шельды с кораблями, окутанными дымками приветственных залпов, процессию вельмож, всадников, герольдов и застывшие войска в тот момент, когда представители Антверпена встречают сошедшего с корабля герцога со свитой. В этой картине столько живых подробностей, что, разглядывая ее, зритель заново переживает хронику исторического события.

С развитием науки начинали печататься книги по разным отраслям знания: им сопутствовала научная иллюстрация. Но помимо книг любознательность публики удовлетворяли отдельные тематические выпуски гравюр. О характере подобных изданий дают представление серия с изображениями диких животных и особенно оригинальная серия "Костюмы и обычаи народов Европы, Азии, Африки и Америки", награвированная де Брейном в сорока семи листах в 1577 году и расширенная до шестидесяти двух листов в повторном выпуске в 1581.

Гравюра, при своем возникновении опиравшаяся на достижения других видов искусства, вскоре стала связующим звеном между ними, в частности, поставляя художественные образцы ювелирам, резчикам, ткачам и другим мастерам декоративно-прикладного искусства. Свидетельством обращения де Брейна к прикладной гравюре стала предназначавшаяся ювелирам серия из десяти листов с моделями украшений — подвесок, аграфов, застежек.

В обширном наследии Абрахама де Брейна не все равноценно. Наиболее интересна и совершенна в художественном отношении серия портретов европейских правителей, сделанная художником по собственным рисункам. Эта галерея, включавшая портреты французского короля Карла IX, его жены Изабеллы Австрийской, испанского короля Филиппа II, германского императора Фердинанда и других, знакомила с европейскими монархами. Изображая царствующих особ, художник в гравюры небольшого размера перенес схему парадного портрета. Фигуры показаны в рост, в торжественно застывших позах, под сенью пышных драпировок. Орнаментальный бордюр по краям листа имитирует раму живописной картины. Метко схвачены портретные характеристики, с замечательным вниманием переданы усыпанные драгоценностями костюмы. Графический почерк художника отличается сдержанностью. Он не стремится соперничать с живописью в передаче богатства предметного мира, создать иллюзию фактур тканей, подробно разработать тональные переходы. Мастер работает тонкими, твердо проведенными линиями, обводит изображение жестким контуром. Сама манера штриха выявляет природу гравюрного искусства. Даже в оттиске на бумаге твердый, отточенный штрих сохраняет характер выгравированного в металле и имеет серебристый отблеск. В стилистике резцовой гравюры отчетливо видно ее происхождение от искусства гравирования изделий из драгоценных металлов.

В наследство потомкам нидерландский гравер оставил не только собственные произведения. Он передал свое мастерство сыну, Николаю де Брейну, продолжившему деятельность рода де Брейнов на поприще благородного искусства гравюры в XVII веке.

Н.Маркова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.