11.12.2012

Каролюс-Дюран, Шарль (1837-1917)

Не всем художникам, пользовавшимся при жизни громкой славой и шумным успехом, посчастливилось остаться в памяти последующих поколений. Такая участь постигла и Каролюс-Дюрана, самого модного портретиста последней трети XIX века.

Эмиль Огюст Шарль Дюран, прозванный Каролюс-Дюраном (или Карлюс-Дюраном), родился в Лилле, главном городе северного французского департамента Нор. Его родителями были мелкие буржуа, фламандцы по национальности: Лилль долгое время был крупным торговым центром Фландрии и окончательно отошел к Франции лишь в начале XVII века. Будущий художник начал рисовать с восьми лет, свое первое художественное образование он получает в родном городе, где посещает школу Франсуа Сушона, известного в свое время копиями с картин старых мастеров.

Через два года, по ходатайству своего учителя, Дюран получил частную стипендию муниципального совета Лилля, благодаря которой он смог отправиться в Париж, где осуществилась давно лелеемая им мечта о работе с живой натурой. В 1859 году Каролюс-Дюран в Париже. В столице художник поступает в частную Академию Сюиса на бульваре дю Пале, бывшую на самом деле мастерской, открытой бывшим натурщиком Сюисом, в которой за небольшую плату можно было писать с натуры. Преподавателей и консультантов в мастерской не было, но она прославилась тем, что в разное время в ней работали Делакруа и Курбе, Сезанн и Писсарро и еще многие художники, чьи имена хорошо известны в истории мирового искусства.

Но занятия в академии неожиданно прерываются. Умирает отец художника, и на плечи юноши ложится забота о семье. Некоторое время он проводит в Алжире, но вскоре возвращается в Париж, где находит небольшое ателье, принадлежавшее раньше его приятелю-скульптору. Дюрана часто можно видеть в Лувре: старые мастера, по единодушному мнению всех исследователей его творчества, — единственные учителя художника. Из современных живописцев наиболее сильное влияние на него оказал Густав Курбе, чьи реалистически трактованные портреты и разнообразие живописной манеры особенно импонировали Дюрану.

В 1861 году Каролюс-Дюран приезжает в Лилль, где принимает участие в художественном конкурсе Викара. Его картина "Посещение выздоравливающих", написанная в Париже удостоена первого приза. Денежная премия дает возможность художнику, еще стесненному в средствах, предпринять путешествие в Италию. Дюран провел в Италии четыре года, до предела насыщенных работой и художественными впечатлениями. Он побывал в Венеции, Флоренции, Неаполе, Пестуме. 1864 год он провел в Помпеях, где только три года назад начались собственно научные археологические раскопки. Пристальный интерес художника обращен к работе с живой натурой на пленэре. Внимание Дюрана, склонного в эти годы к жанровой тематике, привлекают колоритные типы итальянских крестьян. Впечатления от поездок по различным областям страны Дюран запечатлел в ряде картин, созданных им в Италии.

В 1865 году он посылает в Салон "Вечернюю молитву", а в 1866 году, возвратившись в Париж, выставляет картину "Убитый. Воспоминание о Римской Кампанье". Это полотно имеет колоссальный успех в Салоне и сразу же приобретается музеем его родного города. "Убитый" привлек внимание зрителей своим сюжетом, не оставившим никого равнодушным, а также цветовым решением картины, усиливающим драматическое напряжение сцены из жизни итальянской провинции.

И вновь продажа картины поддерживает художника, вернувшегося в Лилль, как он впоследствии вспоминал, с десятью франками в кармане, Дюран уезжает в Испанию. Он вновь много путешествует. Барселона, Мадрид, Сарагоса, Толедо — вот неполный перечень городов, в которых он знакомился с испанским искусством, столь же сильно повлиявшим и на творчество его современника — Эдуарда Мане. Но ни один из художников не привлекает Дюрана так, как прославленный Веласкес. Он целиком и полностью под обаянием творчества величайшего мастера XVII века; целый год, изо дня в день, он копирует его полотна, подражая ему во всем, а в особенности — его живописным приемам. Можно сказать, что именно здесь, в Испании, Каролюс-Дюран окончательно сложился как художник.

В январе 1868 года Каролюс-Дюран приезжает в Париж. В следующем году зрители Салона увидели один из его первых портретов. Моделью для "Портрета дамы с перчаткой", купленного с выставки Люксембургским музеем, послужила жена художника, изображение которой и в дальнейшем часто встречается на его полотнах. С этого времени Дюран целиком посвящает себя жанру портретной живописи и к середине 70-х годов XIX века становится одним из самых модных портретистов не только Франции, но и Европы. Он работает в Австрии, Португалии; в 1876 году он приезжает в Россию, где выполняет ряд портретов представителей высшего русского общества.

Мимо творчества Каролюс-Дюрана не прошел в своих статьях В. В. Стасов, писавший о нем как о необычайно талантливом портретисте, работавшем в "начале 70-х годов с великим шиком, блеском и мастерством". Однако со временем он все больше отходит от серьезной работы, его портреты становятся еще более декоративными. Забота лишь о внешнем эффекте, о передаче блестящей внешности "разряженных в шелк и бархат дам большого света" уводит художника от передачи душевного мира своих моделей. Великолепное мастерство находить, по словам современника, наиболее удачную позу и "достигать эффекта законченности немногими взмахами сочной и колоритной кисти" уводит его на путь легкого успеха и окончательно превращает в типично салонного портретиста, картины которого отвечают вкусам великосветских модниц и щеголей.

Богато одаренный от природы, пробовавший свои силы в литературе и музыке, Каролюс-Дюран обращался и к скульптуре. Известно несколько его портретных бюстов, тиражированных благодаря своему большому успеху у публики. Как живописец он работал в разных жанрах: им создан ряд пейзажей, в том числе "Вечер на Уазе" и "Пляж Трувиль"; он обращался к религиозной тематике и выступал с декоративно- историческими композициями, выставив в Салоне 1878 года эскиз плафона для Лувра "Триумф Марии Медичи".

В конце века у Каролюс-Дюрана, достигшего полного материального благополучия, две мастерские: одна для моделей — преимущественно дам высшего света, а другая, на бульваре Порт-Рояль, — для учеников. Он ведет курсы композиции, и из его мастерской выходит один из самых модных портретистов 80-90-х годов XIX века Джон Сингер Сарджент. Каролюс-Дюран, о котором существуют лишь отрывочные воспоминания, был столь же изыскан, как и его модели. Современники вспоминают его одетым всегда с претензией: в испанском плаще, с повязанным на шее атласным галстуком и золотым браслетом на руке.

Каролюс-Дюран, пользовавшийся громадным влиянием в официальном мире Парижа, постоянно поднимается на более высокие ступени в художественной иерархии Франции. Вместе с Эрнстом Мейссонье и Пюви де Шаванном он основывает Национальное общество изящных искусств, президентом которого становится в 1898 году. В 1905 году его избирают членом Института Франции и назначают директором Французской Академии в Риме.

Снискавший славу салонного портретиста, оставшийся в стороне от новых путей, которыми шло современное французское искусство, Каролюс-Дюран умер 18 февраля 1917 года. Но он оставил о себе память портретами выдающихся деятелей европейской науки и культуры — Луи Пастера и Густава Доре, Жюля Кларети и норвежского живописца Фрица Таулоу, — лучшими в его творческом наследии.

Н. Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.