11.12.2012

Павленко, Вера Ивановна (1912-1991)

Село Петриковка, находящееся в Днепропетровской области Украины, еще в прошлом веке славилось своими ремеслами: здесь изготовляли глиняную посуду, вышивки, ковры, но главной гордостью петриковчан было умение необыкновенно красиво расписывать хаты. Росписью занимались почти все женщины села, но постепенно из их числа выделилась группа наиболее талантливых мастериц, которые стали выполнять эту работу на заказ, превратившись тем самым в профессионалов. Навыки, умение составлять орнамент, готовить краски передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Так и сестры Вера и Галя Павленко получили свои первые уроки живописи от матери. Вера уже в 13 лет с большим увлечением писала так называемые "малёвки". "Малёвки" — это возникший в начале XX века в Петриковке на основе росписи хат совершенно новый и самобытный вид народной станковой графики: на листе бумаги выполнялась орнаментальная композиция, которая служила для украшения хат, иногда как самостоятельное произведение, иногда как имитация вышитого рушника, росписи печи или стены. Сначала "малёвки" просто повторяли орнаменты, которыми украшали печи и рушники; постепенно, благодаря таланту создававших их мастериц, они превратились в станковые произведения искусства. Каждый такой лист — это импровизация.

Вера Павленко и другие петриковчанки работают быстро, не делая никаких предварительных зарисовок. Но при этом каждая работа точно скомпонована, точно выверена по колориту. Цветы, ветви свободно располагаются на листе бумаги, почти полностью закрывая его поле, создавая эффективное ритмическое чередование элементов рисунка и цвета. Композиция обычно строится по принципу симметрии, но симметрия эта никогда не точная, что придает рисунку живость. Изображая различные цветы, травки, петриковчанки не копируют природу, а, отталкиваясь от ее образов, создают сказочные, фантастические растения. То же происходит, когда они вводят в свои рисунки изображения птиц — реальные петухи и кукушки преображаются в райских птиц. Сильные и напряженные декоративные пятна — основа композиционного построения листов. Рисунки богаты по цвету. Ощущение цветового богатства создается тем, что один и тот же цвет кладется то гуще, то реже, сила тона определяется силой нажима кисти. Кистью по листу не водят, а лишь прикасаются, быстро отрывая ее от поверхности, оставляя характерный свободный мазок. Петриковская роспись исключительна по технике, сочности красок, интуитивному пониманию декоративных задач и богатству затейливого орнамента.

В первые же годы после Великой Октябрьской революции декоративно-прикладному и народному творчеству уделялось большое внимание. Организовывались выставки крестьянского творчества (в Киеве, Полтаве, Харькове), экспедиции по изучению народного искусства; в городах и селах создавались мастерские, возрождались традиционные ремесла. В Киеве в 1935 году были созданы экспериментальные мастерские при Всеукраинском историческом музее, куда пригласили народных мастеров со всей Украины: гончаров, резчиков по дереву, ковровщиц. Как мастера росписи были приглашены сестры Павленко Вера и Галина. Собранные в мастерских умельцы готовили образцы народного искусства к выставке, которая прошла в 1936 году сначала в Киеве, потом в Москве и Ленинграде. После выставки решением Украинского правительства было учреждено почетное звание "мастер народного творчества" — среди первых, удостоенных его, была Вера Павленко. Народные мастера перестали быть безымянными, те, кто обладал своим индивидуальным почерком, становились известными, их имена узнавали по их работам. Особенностью киевских экспериментальных мастерских была совместная работа народных мастеров и художников-профессионалов. Перед ними стояли сложные задачи — правильно решить проблему традиции и новаторства, взаимовлияния, творческого осмысления искусства друг друга, а не подражания и заимствования.

Веру Павленко, как только она приехала в Киев, сразу привлекли к созданию художественных образцов для промышленного производства. По петриковским мотивам она выполняет рисунки для тканей, расписывает фарфоровую посуду, создает орнаменты для оформления книг. Вера Павленко не просто переносит элементы росписи на ткань, фарфор или в книгу, а подходит к задаче творчески. Так в росписи тканей появляется большая легкость, светлее краски, в оформление книги она вводит не применявшийся в традиционной росписи черный цвет, способствующий большей графичности рисунка. Умение точно построить композицию помогает художнице правильно распределить орнамент, найти нужный размер элементов для концовок, заставок, форзацев, оформления титульных листов и обложек. В работе с фарфором с круглой изогнутой поверхностью у нее возникают определенные трудности, что заставляет ее искать новые композиционные схемы расположения орнамента.

Петриковская роспись органично ложится на фарфор. Ее декоративность, ясность форм, легкость, чистые краски в сочетании с белым фарфором дают положительный эффект. Поэтому несколько петриковскнх мастериц, после Великой Отечественной войны начавших работать на Киевском художественном экспериментальном керамическом заводе профессиональными художниками по фарфору, сразу заняли там ведущее положение, сумели задать тон и стиль продукции завода. Вера Павленко и ее коллеги пишут по фарфору так же, теми же приемами, что работали по бумаге, не нанося на поверхность предмета предварительных контуров. И мотивы для росписи используются те же, что и для росписи на бумаге, — это цветы, изображенные в плоскостном развернутом виде, полевые травки, так называемые "папорть", ягоды калины, винограда. Вера Павленко легко вводит в традиционный цветочный орнамент элементы советской эмблематики. Выполненные художницей работы необычайно разнообразны по решению. Иногда она расписывает всю поверхность изделия густой сеткой из сравнительно мелких элементов — цветов и листьев, иногда роспись размещается лишь на ножке и горловине. Павленко или сплошь расписывает поверхность изделия ветками с крупными цветами и характерными пестрыми листьями, или пишет крупные красные цветы в окаймлении двух узких полос, состоящих из мелких цветов и листьев.

Петриковская школа оказала влияние на все декоративно-прикладное искусство Украины. От росписи хат и создания "малевок" она перешла на полиграфию, ткацкое производство, оформление общественных интерьеров, роспись фарфора и деревянных лаковых изделий. Известна петриковская школа и благодаря произведениям, которые созданы и создаются таким замечательным мастером, как Вера Ивановна Павленко, вышедшая из этого небольшого села.

Е. Романенко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.