11.12.2012

Бушардон, Эдм (1698-1762)

Восемнадцатый век — время расцвета скульптуры в разных странах Западной Европы, особенно во Франции. Здесь работала плеяда выдающихся мастеров, которые значительно обогатили язык пластики, внесли в него движение, изящество, грацию, открыли новые возможности для дальнейшего развития. Одним из них был Эдм Бушардон, прозванный современниками "самым великим скульптором и лучшим рисовальщиком своего века".

Эдм Бушардон родился в Шомоне, в семье скульптора и архитектора Ж. Б. Бушардона, известного своими скульптурными украшениями соборов. Первые уроки мастерства он получил у отца, с которым вместе работал. Видя выдающиеся способности сына, отец решил отправить его учиться в Париж, к знаменитому Гийому Кусту-младшему, автору прославленных "Коней Марли", которые и поныне украшают площадь Согласия в Париже. Вскоре после приезда в столицу Эдм Бушардон должен был представить на конкурс в Академию барельеф. Предложенная ему тема — "Гедеон, выбирающий солдат по их манере пить" — представляла большие сложности для воплощения в пластике и больше подходила для живописи. Но Бушардон блестяще справился с этой трудной задачей. Его работа получила высшую награду, что дало ему право на поездку в Рим в качестве пенсионера французской Академии живописи и скульптуры.

18 сентября 1723 года Эдм Бушардон прибыл в этот вечный город — центр притяжения для многих художников разных стран. Жизнь в Риме открывала перед ним блестящие перспективы. Здесь все говорило о величии искусства прошлых веков, о древних греках и римлянах, о художниках эпохи Возрождения. Программа преподавания в Академии обязывала ее воспитанников изучать это богатейшее наследие. Они делали копии и рисунки с антиков, с произведений Микеланджело, а также с картин великих итальянцев — Рафаэля, Доменикино, Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Гверчино. Это было прекрасной школой мастерства. Рисунки подобного рода Бушардона обращали на себя внимание не только его учителей, но и любителей искусства. В 1726 году директор Академии предложил ему исполнить для французского короля мраморную копию с античного "Спящего Вакха", оригинал которого находился в собрании кардинала Барберини. Скульптор работал над этим произведением около пяти лет и создал шедевр, вызвавший всеобщее восхищение. Популярность Бушардона росла, у него появилось много почитателей, в том числе в среде высшей знати Рима. В 1730 году истекал срок пенсионерства, и Бушардону нужно было возвращаться в Париж. Но он не спешил покинуть Рим, здесь у него было много интересных заказов — портреты Папы Клемента XII, кардиналов Роана и Полиньяка, статуя принца де Вальдека, скульптуры для фонтана Треви и другие. С портретом кардинала Роана произошла любопытная история. Долгие годы он считался погибшим или разрушенным во время французской революции. Но после второй мировой войны портрет был случайно обнаружен директором страсбургских музеев Гансом Хаугом в саду в окрестностях Страсбурга. Теперь он вновь занимает почетное место в кардинальской библиотеке замка Роан. В портретах Бушардона блестящее мастерство пластики сочетается с глубоким постижением характера изображенного человека.

В 1732 году Бушардон, наконец, покинул Рим, где так плодотворно прошли восемь лет его жизни. По дороге домой он посетил Флоренцию, Болонью, Милан, Турин и осенью того же года возвратился в свой родной Шомон. Но долго оставаться дома ему не пришлось: уже в январе 1733 года герцог д'Антен прислал ему приглашение приехать в Париж, где его ждала интересная работа. Так начался новый период в жизни и творчестве Бушардона, когда были созданы его самые значительные произведения.

Среди множества работ скульптора, созданных в Париже, наибольший интерес представляет Фонтан на улице Гренелль, признанный бесспорным шедевром Бушардона. Работа над этим сооружением, в которой Бушардон проявил себя не только как блестящий скульптор, но и как архитектор, продолжалась шесть лет, с 1739 по 1745 год. Учитывая, что улица Гренелль, как все старые улицы Парижа, очень узкая, он решил построить фонтан в высоту, задумав его как фасад многоэтажного дома. Мощный рустованный цоколь служит как бы пьедесталом для скульптур, расположенных во втором ярусе. С боковых сторон фасада над цоколем возвышаются портики с двумя сдвоенными колоннами, увенчанные фронтоном. А между ними на полукруглой вогнутой стене расположены скульптуры и барельефы. В центре, над аркой цокольного этажа — Аллегория Парижа, по бокам от нее скульптуры, символизирующие реки Сену и Марну. Особенно хороши барельефы четырех времен года — шедевры французской пластики XVIII века, упоминаемые во всех трудах по истории французского искусства этого времени. На них изображены дети, выполняющие разные работы, соответственно временам года. Они собирают колосья, отдыхают после труда, мерзнут, прижавшись друг к другу, от порывов сильного ветра. В этих сценах верность натуре сочетается с большой выразительностью пластики, мастерством исполнения. Используя точный рисунок, мягкую живописную лепку форм, музыкальный ритм, Бушардон создал высокопоэтическое произведение, в котором ощутимы и влияние античного искусства, и новые достижения французской скульптуры XVIII века.

Другое выдающееся произведение, созданное Бушардоном в Париже, — конная статуя Людовика XV. Скульптор посвятил длинной и мучительной работе над этим памятником последние четырнадцать лет своей жизни. Он выполнил множество рисунков, эскизов в глине и воске, которые в разные годы выставлялись для всеобщего обозрения в Салоне и утверждались самим королем. Чтобы изобразить лошадь как можно правдивее, Бушардон изучал анатомию животных, делал штудии и зарисовки с натуры, для чего в его распоряжение были предоставлены лошади из лучших конюшен. В 1758 году состоялась отливка статуи. Это событие торжественно отмечалось в Париже. Городской совет издал большой фолиант, посвященный монументу, с множеством иллюстрированных таблиц. Но вскоре работу пришлось прервать, так как Франция вступила в Семилетнюю войну. Бушардон умер, так и не успев установить памятник на место. Умирая, он поручил это сделать своему другу, скульптору Пигалю. Открытие монумента состоялось 20 июня 1763 года, через год после смерти Эдма Бушардона.

Статуя Людовика XV, как и многие другие монументы, воздвигнутые в честь королей, была разрушена во время французской революции 1792 года. Сохранилась ее реплика в бронзе, сделанная скульптором XVIII века Вассе. Она дает представление о замысле Бушардона. Он изобразил Людовика XV в образе идеального правителя, величественного и благородного, с атрибутами королевской власти — короной и скипетром. Людовик торжественно восседает на лошади, которая движется мерной, спокойной поступью. Такой тип конной статуи, распространенный в XVIII веке, восходит к знаменитому памятнику Марка Аврелия, созданному в античном Риме.

Современники ценили Бушардона не только как скульптора, но и как прекрасного рисовальщика. Известный коллекционер XVIII века, владелец богатейшего собрания произведений искусства Мариэтт писал, что "рисунки Бушардона не менее знамениты, чем его скульптуры". Рисунок был необходим Бушардону в его работе скульптора. Каждое свое произведение он предварительно по многу раз рисовал, прежде чем приступить к лепке. Но он делал и самостоятельные рисунки. Друзья Бушардона вспоминали, как любил он долгими зимними вечерами рисовать разные смешные сценки, подмеченные в жизни. Так появился его знаменитый альбом "Крики Парижа".

Бушардона высоко ценили и за его личные качества. Несмотря на высокое положение "первого скульптора Короля", он был человеком скромным и глубоко порядочным.

Память о замечательном скульпторе Бушардоне продолжает жить в его созданиях, которые и поныне украшают соборы, улицы, парки Парижа.

В. Шалабаева
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.