11.12.2012

Лебедев, Михаил Иванович (1811-1837)

День смерти Михаила Ивановича Лебедева точно не установлен. 25 июля 1837 года его товарищ по пенсионерству в Италии Н. Никитин отправил в Академию художеств рапорт: "Отличный художник русский пенсионер Императорской Академии художеств Михаил Лебедев скончался. Ужасная холера похитила его от всех любителей искусств".

Быть может, выпади Лебедеву судьба пожить подольше, он стал бы русским барбизонцем, наподобие Диаза де ла Пенья. Лебедев был первым из русских художников, кто со страстным вниманием изучал природу, видел драматизм ее жизни и стремился реалистически воплотить ее в картине.

Четыре года итальянского пенсионерства — краткий зрелый период его рано оборвавшегося творчества. Тогда русский пейзаж, которому спустя несколько десятилетий суждено было достигнуть своих вершин, переживал еще период становления. Лучшие произведения пейзажистов — Сильвестра Щедрина, Александра Иванова — создавались не на родине, а в Италии. Венецианов с его школой оставался пока одиноким островком нового художественного видения. Похожего на Лебедева по темпераменту и художественным склонностям в России художника больше не было.

Лебедев родился в городе, который сейчас называется Тарту, а тогда назывался по-немецки Дерпт. Его отец был крепостной, но в Эстляндии в 1816 году была проведена реформа, освобождающая крестьян от зависимости, и молодой человек получил право на образование. Сначала он учился в гимназии при Дерптском университете, а в 1829 году был послан в Петербург в Академию художеств. Учителем его там был М. Н. Воробьев — признанный мастер городского пейзажа.

Воробьев учил не сочинять идеальные ландшафты, как то практиковалось прежде, а писать с натуры. Конечно, работа с натуры по академическим заданиям в 1830-е годы была далека от непосредственного наблюдения. Композиция выбранного мотива строилась по условной схеме, в ней акцентировались кулисы, вводные детали первого плана, тщательно строилась перспектива. Изучение натуры сводилось к внимательному штудированию листиков, веточек, изгибов стволов деревьев. Эти черты присущи ранней, довольно суховатой по манере работе Лебедева — "Вид на Петровском острове в Петербурге" (1832, ГРМ).

Написанные в следующее лето виды села Васильково уже гораздо свободнее от сковывающих академических правил. Стремясь в них воплотить мягкость и ровную созерцательность сельского мотива, Лебедев близок в этом художникам венециановской школы.

Большое влияние на Лебедева оказало изучение голландского пейзажа XVII века, и в этом он перекликается с художниками барбизонской школы. Работы Михаила Лебедева часто сравнивали с пейзажами Я. Рейсдаля, проникнутыми романтическим настроением. Но Лебедеву недоставало яркости рейсдалевского воображения, — хотя он и пытается раскрыть жизнь природы в ее противоречиях, в картинах у него все равно складывается спокойный гармоничный вид, часто отмеченный чертами красивости в духе того времени.

Романтические наклонности Лебедева раскрываются в его рисунках — это и сочиненные пейзажи, и зарисовки драматических актеров в разных ролях (Лебедев был поклонником театра), и карикатуры в духе распространенных тогда альбомов, изображающих разные человеческие типажи, французского графика Ж. Гранвиля.

Осенью 1833 года Лебедев окончил Академию, получив звание классного художника и золотую медаль. По существовавшим тогда порядкам он должен был еще три года проработать при Академии, но в связи с его слабым физическим здоровьем и в то же время успехами в пейзажной живописи было решено послать его в Италию. Путешествие в Италию тогда было долгим, путь туда занял у художника четыре месяца и пролегал через Германию и Австрию, где он осматривал музеи. В конце 1834 года Лебедев добрался до Италии и поселился в Риме, где колонию русских художников возглавлял Карл Брюллов.

Лебедев находит мотивы для своей живописи среди аллей, поросших дубами, пролегающих по холмам в окрестностях Рима. Здесь работали многие художники из разных стран, русские живописцы в том числе. Однако так, как Лебедев, не трактовал эти мотивы еще никто. Красота и величественность самой природы Италии на каждом шагу открывали перед художниками великолепные виды. Но среди всего этого блеска Лебедев мало-помалу выбирал все более простые, безыскусные уголки.

К числу их принадлежит пейзаж "Альбано. Белая стена", написанный в 1837 году. Белая стенка на втором плане картины ограничивает глубину поросшей деревьями террасы на склоне высокого холма. Справа, сквозь зелень и стволы виднеется голубая дымка других холмов. Единственной сюжетной деталью в мотиве является лежащая коряга — кусок гнилого ствола с длинным голым суком. Это типично романтическая деталь, в которой соединяются два любимых романтизмом мотива — старого дерева, в котором как бы символизировалась жизнь человека, и образ руины (с которой можно сравнить гнилую корягу) как символ бренности всего сущего, как напоминание о времени. В пейзаже стройные стволы деревьев и лежащая на земле, освещенной солнцем, старая коряга трактованы столь живо и естественно, что возможности аллегорически-драматической интерпретации мотива отступают на второй план по сравнению с поэтичностью запечатленного пейзажного образа. Тяга к реализму, к непосредственной передаче своих впечатлений взяла верх в творчестве Лебедева. Своими немногими картинами он успел сложить прекрасный гимн южной природе, ее контрастам и гармоничности.

К. Богемская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.