11.12.2012

Лосенко, Антон Павлович (1737-1773)

В 1770 году в Петербурге была открыта первая выставка Академии художеств. Среди двадцати выставленных картин особо выделялись портреты Д. Г. Левицкого и большая картина Антона Павловича Лосенко "Владимир и Рогнеда" (1770, ГРМ), имевшая огромный успех. Благодаря этой картине Лосенко по праву считается основоположником школы русской исторической живописи.

Лосенко родился на Украине в городе Глухове, в семье крестьянина. В детстве он обладал хорошим голосом и музыкальным слухом, и заехавший в Глухов уставщик придворного певческого хора увез его в 1744 году в Петербург. А в 1753 год трое "спавших с голоса" певчих — А. Лосенко, И. Саблуков и К. Головачевский были отданы в обучение живописи.

Сначала учителем Лосенко был Иван Аргунов, талантливый крепостной художник, а в 1759 году он становится учеником Академии художеств, организованной всего лишь годом раньше. В 1760 году в качестве пенсионера Академии художеств Лосенко был отправлен в Париж, где учился у Ж. Ресту, работавшего в стиле, еще близком к рококо. А после недолгого возвращения в Россию он два года занимается у Вьена (учителя Ж. — Л. Давида), в живописи которого зарождались новые классицистические веяния. За рисунки на темы античной мифологии Лосенко получил несколько медалей Парижской академии.

Свое образование Лосенко закончил в Риме, куда он поехал в 1765 году и пробыл более трех лет. Это время было заполнено постоянной работой, которая шла по определенной программе, разработанной самим художником. Он изучает художественные сокровища "вечного города", копирует антики и произведения Рафаэля, большое внимание уделяет изучению обнаженной натуры.

Но находиться в Италии в это время означало не только изучать искусство прошлого, но и присутствовать при рождении нового стиля — классицизма. Результатом углубленной творческой работы Лосенко в Италии явилась картина "Зевс и Фетида" (ГРМ), в которой находят выражение новые стилистические установки европейского искусства. В этой картине художник стремился к лаконичности изображения и достиг замечательного слияния идеальных образов с глубоким человеческим чувством.

В 1769 году Лосенко возвращается на родину вполне зрелым художником, человеком широкого кругозора, прекрасно знакомым с достижениями западноевропейской художественной школы. Причем в сравнении с работавшими в России иностранцами Лосенко был более современным мастером, овладевшим принципами нового классицистического стиля.

Петербургская Академия окружает художника славой и присваивает ему звание академика за картину "Владимир и Рогнеда". Эта картина Лосенко стала новым словом в русской живописи. Прежде всего она была первым в русской Академии художеств крупным произведением, исполненным на национальную тему. Таким образом, национальное прошлое, древнейший период русской истории утверждался как равноправный традиционной античной тематике. Картина была приобретена Екатериной II и имела большой успех.

История новгородского князя Владимира, который был отвергнут полоцкой княжной Рогнедой, но, завоевав Полоцк со своей дружиной, насильно взял ее в жены, служила наглядным примером несовместимости истинных человеческих чувств и деспотического произвола.

Художник стремился добиться в картине чувствительности и в то же время героизации образов. Скорбь и возмущение Рогнеды, которая отвернулась от Владимира, и настоятельная мольба князя о прощении переданы с тем нарочитым пафосом и мелодраматизмом, к которым стремился Лосенко, желая придать максимальную экспрессию картине.

Вскоре после получения звания академика Лосенко стал также директором Академии художеств, где он развернул огромную педагогическую и административную деятельность. Лосенко был прекрасным педагогом. У своих учеников он в первую очередь развивал мастерство рисунка, разработав для них особое руководство (первое, созданное русским художником) — "Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй". По "Изъяснению" и по рисункам самого Лосенко учился ряд поколений академической молодежи.

Хотя деятельность в Академии художеств отнимала много времени и сил, Лосенко начал работу над новой картиной "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, ГТГ) на сюжет из "Илиады" Гомера. Художник выбрал героический момент — прощание Гектора с семьей перед уходом на защиту родного города. Эта картина Лосенко значительно более органична и цельна, чем "Владимир и Рогнеда", хотя она и осталась незаконченной из-за смерти художника. Особенно удачен был эскиз картины, выполненный маслом (1773, ГТГ). Насыщенные краски эскиза приближаются к тем "жарким колерам" Рубенса, которыми Лосенко восхищался еще в Париже. Недаром художник мечтал о поездке в Венецию, чтобы изучать "колера армонию". Эскиз отличается глубокой эмоциональностью в соединении с высоким гражданственным пафосом, театральной приподнятостью тона и вместе с тем жизненной естественностью.

В картине Лосенко ищет бо?льшей строгости, ясности и величавого спокойствия. Здесь он, сохраняя некоторые элементы барокко, несомненно, приближается к строгому классицизму, находя новое единство простоты и величия, человечности и героики. Строгая, ясная композиция сочетается с сильными контрастами светотени и живописностью, суровость с эмоциональностью, фигуры даны то в резком движении, то неподвижны.

Лосенко — один из лучших мастеров рисунка в русском искусстве. Рисунки художника свидетельствуют о широте исканий мастера. Это и изящные эскизы, и отличные этюды с натуры, в которых художник откликается на все впечатления окружающей жизни вплоть до бытовых. Манера его рисунков живописна, в них часто преобладает не линия, а пятно, особое, почти самодовлеющее значение играет светотень, сама линия удивительно свободна и динамична.

Умер Лосенко 4 декабря 1773 года. Его здоровье было подорвано непосильной работой. Ранняя смерть оборвала деятельность художника в самом начале и помешала до конца раскрыться его таланту. Но и те немногочисленные его произведения, которые он успел создать, свидетельствуют о крупном даровании художника. Поэт Василий Майков посвятил памяти Лосенко стихи:

...Все живо, что твоя рука изобразила.

И будет живо все, доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила.

Единого тебя, Лосенков, с нами нет.

Е. Шарнова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.