Каплун, Адриан Владимирович (1887-1974)
Художник в 1912 году окончил в Петербурге Центральное училище технического рисования. Училище дало ему высокое профессиональное мастерство, он овладел разными гравюрными техниками: монотипией, линогравюрой и литографией, офортом, ксилографией. В годы его ученичества там преподавали известный гравер В. Матэ, живописец В. Савинский.
После окончания училища, получив стипендию. Каплун отправляется на два года за границу. В те годы многие художники-пенсионеры останавливались на пути в Париж в Мюнхене и посещали там какую-либо из частных студий. Не избежал этого маршрута и Каплун. Как и другие русские художники, он посещал музеи, знакомился с современным европейским изобразительным искусством, в Париже бродил по городу, изучая архитектуру. Первая мировая война прервала его путешествие по Италии. За это время художник успел сделать много линогравюр и рисунков. Спустя годы он вновь не раз обращался к ним.
После революции Каплун некоторое время преподавал в Перми на Высших женских курсах. В 1922 году он навсегда вернулся в Петроград; работал в разных издательствах: "Прибой", "Мысль", "Книга", "Кирья", ГИХЛ, журналах "Красная панорама" и "Красная нива", долгие годы был художественным редактором Изогиза.
Адриан Каплун всем своим творчеством принадлежит Ленинграду. Как художник он относится к поколению, шедшему вслед за художниками "Мира искусства" и формировавшемуся непосредственно под их влиянием.
Для всех работ Каплуна, ранних и поздних, характерен интерес к природе, ее состояниям, переданным посредством света и штриха. В 1920-е годы Каплун активно работает в литографии, создавая серию видов старинных поселений Сванетии. С этого времени на протяжении более десяти лет он делает отдельные листы-автолитографии, создавая циклы-альбомы по тем местам, где он бывал во время своих многочисленных путешествий. Так возникли альбомы "Грузия", "Крым", "Бухара", "Пушкинские места", "Кавказ времен Лермонтова", "Бахчисарай". В альбомы входили листы с изображением достопримечательных мест, старой архитектуры, ландшафтов. Особенности того или иного места диктовали свой почерк. Например, лист "Верхняя Сванетия. Ушкуль" (1934, монотипия) изображает древний поселок сванов. Контуры сооружений не имеют четких очертаний — так передается заоблачность сванских поселений. А лист "Крым. Судак" (1937, литография) показывает старинную судакскую крепость с мощными контрфорсами и башнями. Половину листа занимает небо, другую — гористая земля — две стихии, которым принадлежит архитектурный памятник. В обоих листах Каплуну важно было передать ощущение вещественности, плотности объемов, но каждое из них несет в себе присущее данному месту и времени настроение.
В 1963 году Каплун создает линогравюру "Бухара. Караван у ворот города". Лист представляет собой вид городских укреплений с вереницей людей и животных на подступах к городу. На втором плане видны очертания среднеазиатской архитектуры — медресе и дворцов. Последние лучи палящего солнца освещают город, в следующий момент наступит темная южная ночь. Для передачи ощущения нестерпимой жары художник использовал саму технику линогравюры — контрасты черного и белого не только передают объемы, но и подчеркивают резкость света и тени. В листе "Новгород Великий" (1952) техникой линогравюры художник стремится передать беспокойство бликов от воды на поверхности всех предметов — барках, древних соборах, людях.
Путешествия привели Адриана Владимировича и в Прибалтийские республики. За впечатлениями последовала целая серия литографий. В этот ряд вошел и совсем не характерный для творчества графика лист "Город у моря" (1962), изображающий старинный Таллин с самой высокой его точки — Вышгорода. Маленькие островерхие домики и круглые башенки, покрытые черепицей, флюгеры, где-то вдалеке мелькают парусники, видны бескрайние леса, морские заливы — и перед нами предстает сказочный город. К тому же литография не дает точных контуров, а манера рисунка усиливает нереальность изображения.
Монотипия "Бретань. Сен-Назер" (1960) сделана по памяти. Город, корабль у причала, матросы изображены так убедительно, что создается ощущение зарисовки с натуры, а не впечатления давних лет.
Каплун в своем творчестве продолжил и развил традиции ленинградской школы графики, для которой характерны строгость композиционного построения, правильность пропорций, ясность художественного мышления. Где бы художник ни бывал, его в первую очередь интересовали памятники культуры, их сохранение для потомков. Поэтому так часто мы видим в его графических листах изображение города, его архитектуры.
Безусловно, искусство того или иного художника открывает индивидуальные особенности, его человеческие качества. Когда смотришь графику Каплуна, то видишь, что художник по-доброму смотрит на мир, "в котором в красоту природы уверенно входит красота дел человеческих".