11.12.2012

Ахмаров, Чингиз Габдрахманович (1912-1995)

В Узбекистане религия на протяжении многих веков запрещала изображение человека и одушевленного мира природы, поэтому вплоть до революции реалистического станкового искусства в этом крае не существовало. Зато необычайным богатством и разнообразием отличалось декоративно- прикладное искусство узбекских мастеров, оказавшее огромное влияние на творческое развитие Чингиза Ахмарова. Тонкий вкус, гармонию линий, точные цветовые сочетания видел он в вещах, созданных народными мастерами и встречающихся непосредственно в быту. В семье, где родился Чингиз, любили и знали искусство, литературу и историю Востока и прививали это чувство будущему художнику. Семья Ахмаровых с 1920 года жила в Самарканде. Этот город древней культуры своей кипучей жизнью, многоцветием, красотой архитектуры, богатством орнаментов поразил воображение будущего художника. Ахмаров сам говорил: "Художественное училище научило меня основам искусства, дало путевку в жизнь. Но подлинным и основополагающим началом моего формирования как художника стал Самарканд"

Самарканд 30-х годов был художественным центром Средней Азии. Здесь работали многие крупные советские художники, а училище, в котором учился Чингиз Ахмаров, считалось одним из лучших в стране. В Самарканде были созданы Ахмаровым его первые монументальные работы. Будучи сотрудником ИЗОфабрики, он выполнял заказы по оформлению революционных праздников, украшению интерьеров общественных зданий. Первые настенные росписи молодого художника для красных чайхан и детских садов выполнены в стиле времени — лаконичным, близким к плакатному языком, с силуэтным изображением фигур, сдержанным использованием орнамента. В этих ранних работах Ахмарова, повествующих о новой жизни, о социалистическом труде, о новом быте, уже чувствуются рука и индивидуальность будущего мастера.

В 1935 году Чингиз Ахмаров становится студентом Московского художественного училища, а потом аспирантом. Его педагогами были замечательные художники — И. Грабарь, В. Фаворский, Н. Чернышев, Л. Бруни.

Первой большой работой художника после возвращения в Узбекистан стало оформление Государственного академического театра оперы и балета им. А. Навои. Это был очень ответственный заказ — Ахмарову предстояло выполнить первую крупную монументальную роспись в республике. Только что построенное архитектором А. Щусевым здание соединяло в себе черты современной постройки с элементами национальной архитектуры, в оформлении его вводилась резьба по ганчу (особый материал, состоящий из глины и гипса) и фрески (всего восемь композиций), которые и выполнил Чингиз Ахмаров. На четырех он изобразил юных девушек, олицетворяющих музыку, поэзию, живопись и танец. Другие изображали кульминационные эпизоды поэм Алишера Навои. Изысканная музыкальная мягкость линий, тонкость колорита передают, в живописном варианте, лиризм, дух поэзии классика восточной литературы. Лица героев эмоциональны, выразительны, жесты одухотворены. Неперегруженность объемами, деталями, цветом, плоскостность изображения помогают фрескам органично войти в интерьер театра. Сочетание их с окружающей белоснежной резьбой вызывает ассоциации с орнаментом, обрамляющим миниатюру.

50-е годы были годами большого общественного строительства, это были годы оживления многих видов монументального искусства (росписи, фрески, мозаики, витража). Ахмаров участвует в оформлении Московского метро, расписывает в соавторстве с Б. Иорданским и В. Коноваловым плафон вестибюля гостиницы "Украина", оформляет интерьер театра в Казани. Этим работам, как и всему монументальному искусству того времени, свойственны патетика гражданских чувств; тема их — труд, дружба, героические свершения.

В 60-70-е годы художником были оформлены интерьеры музея Улугбека и музея литературы им. А. Навои АН УзССР в Ташкенте (оба 1968), Института востоковедения им. А. Бируни АН УзССР (1969, Ташкент), чайханы-ресторана "Юлдуз" (1970, Самарканд), филиала литературного музея в Андижане (1974), кафе "Согдина" (1975, Ташкентская область) и других.

В каждом случае Ахмаров находит оригинальное решение, тему и образный ход в зависимости от назначения и характера интерьера. В зале "Лирика Навои" (литературный музей) — это герои произведений поэта. Композиция спокойная, глаз переходит от персонажа к персонажу лишь условно отделенными друг от друга изображениями деревьев, трав, создающими декоративный орнамент фрески. В банкетном зале ресторана-чайханы "Юлдуз" тема фрески — жизнь Самарканда в эпоху правления Улугбека — центра торговли, искусств, науки и поэзии. Ахмаров выстраивает строго симметричную композицию с четко читающимся центром, находящимся в вершине классической пирамидальной композиции. Изображение архитектуры в этой росписи абсолютно плоскостное, без прорывов в пространство, и создает фон для фигур, расположенных в основном фронтально, как на старинных миниатюрах.

В институте им. Бируни, обладающем редчайшей коллекцией книг, основой для фресок стали вечные философские темы в искусстве: противоборство добра и зла, война и мир, возвеличивание человека-творца, человека-созидателя. Здесь сюжет читается последовательно, справа налево. Сцены мирной жизни: танцующие женщины, влюбленные, дети — сменяются сценами войны, уничтожения, пожарищ.

Сюжеты всех фресок Ахмарова взяты или из истории Средней Азии, или из национального эпоса и поэзии классиков Востока. Его росписи полны эпичности, поэзии, возвышенного начала, как и служащие ему вдохновением источники. Романтические герои фресок Ахмарова, совершающие героические поступки, прекрасны внешне, их облик полностью соответствует представлениям об идеальной красоте, сложившимся в фольклоре, классической поэзии, существующим в восточной миниатюре: большие миндалевидные глаза, мягкий овал лица, дугообразная линия бровей, маленький яркий рот.

Фрески Ахмарова выполнены в цветах, близких к цветам растительных красок. Обычно в них доминирует какой-нибудь один тон, остальные оттенками, мягкими переходами цвета помогают создать изысканную гамму. Фигуры главных героев несколько активней в цвете.

Пространство фресок Ахмаров строит без светотеневой перспективы, как в восточной миниатюре: то, что изображено в нижней части композиции, — первый план, что выше — дальний. От традиций миниатюры идет и декоративное звучание цвета в его росписях, и плавность и певучесть линейных ритмов, и воздушная легкость силуэтов фигур. Сам художник говорит, что миниатюра — это его вдохновение, его школа. Искусство миниатюры для него равнозначно искусству великих итальянских художников Джотто и Мазаччо.

Помимо монументальной живописи, Чингиз Ахмаров занимается и другими видами искусства: им созданы иллюстрации к книгам, графические серии работ по впечатлениям от многочисленных поездок за рубеж, эскизы декорации к спектаклям и кинофильмам. Им написаны искусствоведческие работы о народном творчестве, за его плечами годы педагогической деятельности. Среди его станковых произведений много портретов писателей, поэтов, актеров, художников, в которых он передает своеобразие их духовного мира (М. Плисецкая, художник Р. Тимуров, поэтесса Зульфия и другие).

Но все же основное в творчестве Ахмарова — монументальная живопись, в которой, средствами современного искусства, питаемого источниками поэзии и миниатюры Востока, он смог создать самобытные, оригинальные произведения.

Е. Романенко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.