11.12.2012

Кибальников, Александр Павлович (1912-1987)

Александр Павлович Кибальников родился в слободе Орехово бывшей Донской области. Он не сразу стал скульптором. В Саратовском художественном техникуме (1929 -1933 гг.) Кибальников учился на живописном отделении, а затем работал художником в Курском драмтеатре, и только в 1939 году он приходит к скульптуре.

Он начинает с азов, изучает навыки и последовательность скульптурных работ, разные материалы — глину, камень, открывает для себя законы скульптурной пластики, обращается к различным жанрам скульптуры.

В 1941 -1945 годах он создает свои первые многофигурные композиции. В этих работах прозвучал отклик Кибальникова на события войны. Тематика произведений охватывает все стороны жизни социалистического общества тех лет. Их характеризуют острая социальная направленность и публицистичность. При всем несовершенстве, свойственном первым шагам в искусстве, такие композиции, как "Война — 1941", "Народный мститель", "От станка — к оружию" (все выполнены в гипсе), стали отражением народной войны.

Обращение Кибальникова к портрету в те же годы было естественным. Героизм советского народа, отдельные примеры подвига с первых шагов привлекли его как художника. Во время войны им были созданы портреты Героя Советского Союза Зитуллы, саратовского рабочего В. Н. Антонова. На их лицах отразилось время, его заботы и тяжести.

За активную творческую работу Кибальников в 1945 году был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.".

"Пробуждение. (Портрет дочери скульптора)" (1947, мрамор) явилось самой лирической работой в творчестве Кибальникова. Здесь он как бы пробует впервые свои возможности в мраморе — материале твердом, не терпящем исправлений, в отличие от мягкой глины.

Кибальников — автор скульптурных портретов Радищева, Чернышевского, Маяковского, Третьякова.

В трактовке образа Чернышевского Кибальников идет по пути не хрестоматийного воплощения, а предлагает свою трактовку личности писателя. Скульптор обратился к образу молодого Чернышевского, человека поколения тургеневского Базарова, представителя прогрессивной мысли середины XIX века. В гипсовом портрете 1946 года Кибальников заложил пластическую и композиционную основу будущего памятника. Памятник Чернышевскому для Саратова (установлен в 1953 г.), за который скульптор был удостоен Государственной премии СССР, отличается духовной напряженностью и романтической взволнованностью образа.

В 1948 году Кибальников создает первый портрет А. Н. Радищева. В 1953 — мраморное погрудное изображение писателя-публициста. Резкий поворот торса и головы, крепко сжатые кулаки, открытый энергичный взгляд — таким видит Радищева скульптор. Сам Александр Кибальников так объясняет свою работу: "Голова и руки — вот главное в портрете". В 1974 году на основе портрета был также создан памятник, установленный в Саратове.

В 1956 году Кибальников начинает работу над памятником В. В. Маяковскому в Москве. Скульптор поставил перед собой сложную задачу: добиться не просто портретного сходства, а воплотить образ поэта, олицетворяющего "шаги саженьи" социалистической эпохи. Для памятника Кибальников избрал фигуру в рост на высоком постаменте. Маяковский как бы декламирует свои стихи на всю Москву. Энергичный жест, напряженность фигуры и лица, широкий шаг поэта и сам масштаб памятника — все должно подчеркивать необыкновенность личности Маяковского.

В 1958 году памятник был установлен в Москве на пересечении улицы Горького и Садового кольца. В том же году за портрет Маяковского Кибальников получил бронзовую медаль в Брюсселе на Международной выставке, а в 1959 году — Ленинскую премию.

Кибальников активно и много работал над образом В. И. Ленина. "Лениниана" Кибальникова началась в 1961 году работой "Ленин — мыслитель" для Центрального музея В. И. Ленина. Скульптура сделана в мраморе и предназначена для интерьера. В 1964 году им был создан памятник В. И. Ленину к 45-летию переезда Советского правительства из Петрограда в Москву в 1918 году. Он был установлен в Москве перед Ленинградским вокзалом. Заключительным этапом в работе над образом Ленина стал памятник в Саратове. Он был установлен в центре города. Расположенный среди широкого пространства, памятник организует его.

В конце 1960-х годов Кибальников приступил к самой крупной своей работе — он возглавил коллектив, создавший мемориал "Защитникам Брестской крепости". В это время на европейской территории Советского Союза воздвигались крупнейшие мемориальные ансамбли — Мамаев курган, мемориал в Хатыни. Брестский ансамбль художники разработали на основе развалин самой крепости. В этот комплекс вошли скульптуры-гиганты — символы мужества и борьбы — "Солдат", "Жажда", обелиск "Штык". За большие достижения в творческой деятельности действительному члену Академии художеств СССР Александру Павловичу Кибальникову присвоено звание народного художника СССР.

М. Бодрова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.