11.12.2012

Лепап, Жорж (1887-1971)

С французским художником Жоржем Лепапом, известным рисовальщиком и сценографом первой половины XX века, советские зрители смогли впервые познакомиться на выставке "Москва — Париж", организованной в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1981 году. В разделе прикладного и промышленного искусства Франции экспонировался альбом мод 1911 года с литографированными рисунками Лепапа, который он исполнил по заказу Поля Пуаре, одного из самых знаменитых модельеров Франции, известного во всем мире. Альбом был издан небольшим тиражом для самой богатой публики и представлял новое направление модельерного искусства Пуаре в женской одежде, прическах, гриме, бижутерии. Это роскошное рекламное издание благодаря таланту Лепапа обрело новое качество: альбом воспринимается как прекрасное произведение графики, в котором воплощены эстетические принципы французского модерна. Лепап не ограничивает свою задачу только демонстрацией моделей Пуаре, а создает живые, мастерски построенные сценки, героини которых ведут себя предельно естественно — беседуют, музицируют, гуляют и, словно между прочим, показывают друг другу и публике свои роскошные туалеты. Чаще всего эти сценки разыгрываются в типичных для модерна интерьерах, богато декорированных тканями, мебелью, зеркалами, что дает возможность почувствовать стиль и дух времени. Своей декоративностью, текучестью форм и линий рисунки Лепапа близки произведениям "большого" искусства например, картинам художников группы "Наби".

Воспевая красоту, изящество, вкус парижанок начала XX века, Лепап продолжает традицию, начатую в предшествующем столетии известными французскими литографами — П. Гаварни и Э. Бомоном, которые создавали свои графические серии во славу "прелестных женщин Парижа" — так назвал Бомон одну из таких серий. Этой теме посвящен и цикл картин современника Лепапа, художника Киса ван Донгена, голландца, работавшего в Париже.

Сотрудничество с Полем Пуаре было для Лепапа исключительно плодотворным. Благодаря этому он оказался в среде парижской художественной элиты. Друзьями Пуаре, а позже и Лепапа, были известные живописцы — А. Дерен, М. Вламинк. Д. де Сегонзак, Р. Дюфи, М. Лорансен, композиторы, писатели, поэты. Сам Пуаре был личностью выдающейся. Человек, которого знал весь Париж, законодатель французской моды в течение двадцати лет, он произвел подлинный переворот в модельерном искусстве, придал ему блеск, превратил в настоящее творчество. К своему делу Пуаре привлек художников разных специальностей — рисовальщиков, подобно Лепапу, ювелиров, декораторов. Пуаре стремился к единству стиля, к сочетанию одежды со средой, окружавшей человека. Поэтому его занимала и проблема оформления интерьера. Он первый ввел такие типичные для стиля модерн элементы украшения, как хрустальные люстры, диваны с подушками, узорчатые обои, цветы из перламутра. Пуаре понимал, что смена моды, изменения в одежде связаны не только с явлениями эстетического порядка. Это показатель перемен в психологии людей, в их образе жизни. Когда после первой мировой войны парижанки, сделав первый шаг к завоеванию своей эмансипации, начали активно заниматься спортом, туризмом, управлять автомобилем, загорать на пляжах, Пуаре немедленно откликнулся на эти новые веяния времени и предложил вместо устаревших длинных платьев и корсетов, сковывающих движения, новый стиль одежды и причесок, в котором главными стали простота, удобство, естественность.

У Лепапа был замечательный дар проникать в творчество мастеров, работавших в других видах искусства, и интерпретировать их идеи на привычном для него языке графики. Так он воплотил новаторские искания Пуаре, увековечил в зримых образах память о волшебном танце Вацлава Нижинского.

Как и многие французские художники — Пикассо, Матисс, Леже, Дерен и другие, Лепап принимал участие в "Русских сезонах" Дягилева, буквально потрясших Париж. Оформлял афиши и программы спектаклей. Особенно удачной была его афиша к "Петрушке" (1911) на музыку И. Стравинского, в оформлении А. Бенуа, с Нижинским в заглавной роли. Лепап сумел точно передать замысел композитора и постановщика, создав гротескный образ "полукуклы, получеловека" (А. Бенуа). В жалкой фигурке Петрушки, напоминающего тряпичную куклу, из которой выпотрошили опилки, сочеталось смешное, балаганное и трогательно человеческое. На фоне парадного занавеса и торжественной красной драпировки эта кукла в клетчатых штанах, нарядных черных сапожках, перчатках и галстуке казалась особенно хрупкой и беззащитной. На ее лице застыла трагическая гримаса печали и одиночества. Лепап нашел точный эквивалент острому гротескному танцу Нижинского в изломанных движениях рук Петрушки, в резком ракурсе повисшей головы. Точно передана и атмосфера яркого зрелищного представления. И хотя эта афиша создана в том же году, что и знаменитый альбом моделей Пуаре, стилистически эти два произведения очень разные.

Жорж Лепап приобрел известность и своим оформлением журналов. В 1923 году он работал как театральный художник, создав декорации к "Синей птице" Метерлинка в театре "Могадор".

Жорж Лепап не был звездой первой величины, но все, что он делал, отмечено высоким, чисто французским вкусом, мастерством, чувством стиля.

Лепап прожил долгую жизнь и умер в 1971 году в Париже в возрасте 84 лет.

В. Шалабаева
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.