Айтиев, Гапар Айтиевич (1912-1984)
После Великой Октябрьской революции киргизское изобразительное искусство сделало гигантский скачок: в очень короткий срок сформировалась новая самобытная национальная школа. Значительный вклад в ее создание внесли приехавшие сюда русские художники. Выдающееся место в развитии изобразительного искусства республики принадлежит С. А. Чуйкову, сплотившему вокруг себя талантливых людей, ставшему инициатором создания Союза художников Киргизии и основания Государственного музея изобразительного искусства Киргизии. Большое значение для будущих художников имела возможность познакомиться с картинами из собрания Государственной Третьяковской галереи, Эрмитажа, с выставкой украинского искусства, показанными во Фрунзе в 30-х годах.
В искусстве Киргизии сразу утвердилась реалистическая школа, а ведущим видом искусства стала живопись.
Гапар Айтиев всегда много писал с натуры. Любовь к пейзажу, большое количество этюдов родной природы характерны для всех периодов его творчества.
В 1935 году Айтиев поступает в Московское художественное училище им. 1905 года. Прекрасные педагоги, знакомство с русским и западным искусством, много дали для формирования молодого художника. В годы учебы он пишет свои первые большие тематические картины "В батраках у бая" (1936), созданную по воспоминаниям детства, и "Отдых колхозников" (1937), посвященную уже новой социалистической жизни республики.
Вернувшись после учебы во Фрунзе, Айтиев сразу включается в подготовку к Декаде киргизского искусства в Москве, которая состоялась в 1939 году. В это же время художник начинает работать в Киргизском малом драматическом театре. На декаде в Москве были показаны спектакли театра с его красочными декорациями.
С первых же дней Великой Отечественной войны Айтиев сражался на передовой линии фронта. В 1943 году, после тяжелого ранения художник был демобилизован и, вернувшись на родину, снова включился в творческую жизнь республики. В 1943 году им написана картина "Письмо с фронта". К этой теме в годы войны обращались многие. Гапар Айтиев решил ее по-своему. Молодая киргизка читает письмо группе колхозников. В картине нет внешних проявлений эмоций; объединенность общим переживанием, общим трудом, благородная сдержанность в проявлении чувств, свойственная киргизскому народу, убедительно переданы художником в этой работе. В картине люди изображены на фоне пейзажа: такое построение композиции будет характерно для большинства последующих работ живописца. Тип картины-пейзажа с бытовым жанровым мотивом стал излюбленным не только у Айтиева, но и у многих киргизских художников. Работы Гапара Айтиева, созданные после войны, в основном посвящены теме радостного и счастливого сельского труда. Решая эту тему, он избегает внешней эффектности, острых сюжетов, в его картинах повествовательность окрашена в лирические краски и задушевность. Айтиев изображает колхозников работающими в поле или в момент отдыха, беседующими. Фигуры людей художник размещает на первом плане, а за ними разворачивается эпический пейзаж Киргизии. Чаще всего пространство замыкается величественными массивными грядами гор ("Сбор хлопка на юге Киргизии", 1944; "Полдень на джайлоо", 1949; "Хлопковое поле на юге Киргизии", 1955; "На Иссык-Куле", 1955, и другие). Этим картинам Айтиева свойственны особый ритм и мелодичность, они уравновешены по композиции, построены на чередующихся планах. Природа находится в полной гармонии с мирным характером труда и быта людей. От более звучного цвета ранних работ художник пришел к сдержанной цветовой гамме.
Многочисленные этюды с натуры Айтиева поэтичны, каждый из них живописно закончен, но сохраняет непосредственность восприятия природы, живость наблюдения. В этюдах, в отличие от картин, художник передает все детали, подробности натуры. Однако, несмотря на это, его этюдам присущи эпичность и широта, умение передать величественность мотива.
Особенно интересны в творчестве Айтиева этюды и законченные пейзажи озера Иссык-Куль. Художнику удается найти точное колористическое решение, передающее необычные краски природы этого края ("На Иссык-Куле", "Лодки на Иссык- Куле", "Полдень", "К вечеру").
Самыми первыми работами художника были портреты. Еще мальчиком, в детдоме, делал он портретные зарисовки. В 1937 году он написал портрет своего ближайшего друга — художника Акылбекова, который погружен в мысли о своей работе, человека творческого. Художника привлекает именно такой тип людей — мыслящих, одержимых работой. Айтиев изображает их в состоянии сосредоточенности, внутреннего напряжения ("Портрет народного артиста Киргизской ССР Мусы Баетова", 1949; "Портрет народного артиста СССР Малдыбаева", 1958, и другие).
С большим интересом работал Гапар Айтиев над монументальной росписью Киргизского театра оперы и балета (в соавторстве с В. Тюриным и В. Вейсом, 1952-1954). Художники украсили зрительный зал театра сценами из опер " Ай-Чурек" и "Иван Сусанин" и балетов "Айнар" и "Лебединое озеро", выбрав темами для росписи молодое национальное оперное и балетное искусство и русскую классику, спектакли, поставленные на сцене театра.
Гапар Айтиев — первый национальный живописец Киргизии. Его творческий путь — история становления киргизской советской живописи, пример таланта, расцветшего благодаря росту и расцвету республики в советское время.