11.12.2012

Фонтен, Пьер-Франсуа-Леонар (1762-1853)

В центре Парижа, перед западными фасадами Лувра возвышается Триумфальная арка на площади Карусель. Карусель — название конных состязаний, известных с IX века. Впоследствии эти игры были вытеснены турнирами, но с ослаблением рыцарства вновь вошли в употребление. Особенно они были в моде в XVII веке. Самая знаменитая карусель была устроена Людовиком XIV 5 и 6 июня 1662 года на площади между Лувром и Тюильри. Участники игры были разделены на четыре группы, изображавшие римлян, персов, турок и "московитов"; возглавлялись они королем и принцами. В память этой игры площадь и получила свое наименование. Арка же была установлена в 1806-1807 годах как памятник военной славы Наполеона. Монументальное, несколько тяжеловесное сооружение четкой классической композиции с тремя пролетами арок, разделенных коринфскими колоннами из полихромного мрамора, увенчано бронзовой квадригой. Первоначально арку венчала группа коней с портала венецианского собора св. Марка, вывезенная Наполеоном из Венеции в 1797 году. В 1815 году группа была возвращена обратно и на ее месте установлена квадрига работы скульптора Бозио.

Арка обильно украшена скульптурным декором — это типичный образец искусства времен Первой империи (1804- 1815). Сложившийся в эти годы торжественный и помпезный стиль, получивший название "ампир", вдохновлялся художественными образцами и формами древнеримского искусства. Так, и арка на площади Карусель очень напоминает арку римского императора Септимия Севера (193-211).

Одним из авторов этой арки был Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен — архитектор, рисовальщик, гравер и историк архитектуры. Он родился 20 сентября 1762 года в Понтуазе. Выходец из семьи, традиционно связанной со строительным делом, Пьер Фонтен в 1779 году приезжает в Париж и поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую архитектора А. Ф. Пейра Младшего. В 1785 году Фонтен получает первую премию за проект надгробной часовни и направляется в качестве пенсионера Римской Академии в Италию, где изучает античное искусство. Большое влияние оказало на него также творчество итальянских мастеров эпохи Возрождения и последующих столетий, особенно — Дж. Виньола и Дж. Пиранези. В Италии Фонтен близко сходится со своим соучеником по мастерской Пейра — Шарлем Персье (1764-1838). В 1792 году оба возвращаются в Париж и вскоре исполняют первую совместную работу по отделке здания Оперы. Так началось их многолетнее сотрудничество. Двадцать лет Персье и Фонтен работают вместе, и имена их почти не произносятся раздельно. Начало их деятельности пришлось на бурный период Великой французской буржуазной революции. Исторические события эпохи не могли не найти отражения во французском искусстве. Показательно изменившееся направление классицистических тенденций во французской культуре. Возродившееся во второй половине XVIII века увлечение античностью носило в 1760-1770-е годы салонно-сентиментальный характер. С приближением и развитием революции в искусство входит героическая, гражданственная тема, воплощавшаяся в суровых образах римских республиканцев ("Клятва Горациев" Ж. — Л. Давида). Утонченность и изящество искусства предшествующих десятилетий сменяются лаконичной и строгой манерой, исполненной внутреннего пафоса. В архитектуре классицизма доминирует градостроительная тема. Но в годы революции крупное строительство приостановилось. Фонтен и Персье находят главное применение своим способностям в работах по переустройству и декоративному оформлению старых особняков в духе нового времени. Здесь следует сказать еще об одной особенности классицизма XVIII столетия. В эту эпоху начинается серьезное изучение античности, ведутся регулярные археологические раскопки. Находки в Геркулануме и Помпеях дали новую пищу увлеченным античностью художникам. Отбор и воспроизведение античных мотивов становятся более определенными. Примером может служить введение Давидом в моду новых форм мебели. Желая усилить в своих картинах на темы Древнего Рима достоверность эпохи, художник прибегает к конкретным деталям. Он делает собственноручно эскизы, основываясь на росписях краснофигурных ваз V века до н. э. (во времена Давида эти вазы назывались ошибочно этрусскими), и заказывает по этим рисункам мебель. Вот что рассказывает об этом ученик Давида Э. Делеклюз: "Если его картины живо привлекали внимание своими достоинствами, меблировка мастерской была в своем роде предметом не менее острого любопытства. До этого времени мебель даже в наиболее достаточных домах Парижа выполнялась по образцам времен Людовика XV или Марии Антуанетты, в то время как мебель в мастерской "Горациев" носила совсем другой характер. Подвижные стулья... были скопированы со стульев, изображения которых так часто встречаются на этрусских вазах... Все это верно имитировало античность и было выполнено наиболее искусным мебельщиком Жакобом по рисункам Давида..." Упоминаемый здесь мебельщик Ж. Жакоб Старший получил в 1793 году заказ на изготовление новой мебели для Зала заседаний Конвента. Составление рисунков этой мебели он поручил Фонтену и Персье. В этот период и происходит их знакомство с Давидом, своеобразным эхом художественных идей которого стала их деятельность в своей области. В еще большей степени, чем у архитекторов времени Людовика XVI, интерьеры Фонтена и Персье насыщены образами античной мифологии и элементами античного декора. Но от изящных классицистических интерьеров предшествующей эпохи создания Персье и Фонтена отличаются строгим величием. Расцвет их деятельности приходится на первое десятилетие XIX века, когда окончательно выкристаллизовывается стиль ампир. Идеи высокой гражданственности уходят из искусства — его задачей становится утверждение престижа императорской власти, прославление военных побед Наполеона. Персье и Фонтен были творцами и строгими диктаторами этого стиля в области декоративного искусства. Еще в 1790-е годы они становятся архитекторами Первого консула Бонапарта, впоследствии Фонтен назначается первым архитектором императора, продолжая работать вместе с Персье. Из их архитектурных произведений самым значительным является уже упомянутая арка на площади Карусель. С 1800 по 1806 год они участвуют в строительстве улицы Риволи, идущей от площади Согласия в сторону площади Бастилии. На северной ее стороне Персье и Фонтен создают четкую композицию единообразных фасадов с крытыми арками первых этажей. Под их наблюдением ведется реставрация фасадов пришедшего в упадок Лувра; они расширяют площадь Карусель и начинают строительство нового (северного) крыла Лувра — закончено оно было только через пятьдесят лет. Основной же их работой была перестройка и отделка старых дворцов, ставших императорской резиденцией. В созданных ими апартаментах и парадных залах замков Компьень, Мальмезон, Фонтенбло, Большого Трианона в Версале и нашел свое полное выражение стиль ампир. Композиции интерьеров и формы отдельных предметов отличаются строгими линиями и геометрической правильностью. Доминируют гладкие плоскости, массивность которых подчеркивается статичным декором четкого, несколько жесткого рисунка. Часто используется многократное повторение одинаковых мотивов, что создает величественный ритм. В декоре усиливается военная эмблематика, вводятся мотивы египетского искусства. Характерна колористическая гамма ампира, она строится на контрастах выраженных цветов (полутона не допускаются): алый с черным, красный с зеленым, белый с золотом, глубокий синий, ярко-желтый; мебель красного дерева дополняют золоченой или патинированной черной бронзой. В целом французский ампир производит впечатление торжественности и помпезности. Фонтен и Персье выпускают несколько сборников рисунков образцовых предметов убранства и интерьеров — это способствовало утверждению и распространению художественных форм ампира. Тринадцать аналогичных альбомов, рисованных пером и акварелью, были присланы ими в дар Александру I. Ряд изданий, предпринятых ими, были посвящены искусству Италии.

С падением империи Наполеона размах деятельности Персье и Фонтена резко снижается. Персье с 1814 года вообще прекращает работать как архитектор и занимается преподаванием. Фонтен же в 20-е годы вновь начинает исполнять различные архитектурные заказы. Он строит госпиталь в Понтуазе, перестраивает Орлеанскую галерею Пале-Рояля в Париже и ряд залов Версальского дворца. В период правления Луи-Филиппа Фонтен вновь назначается первым архитектором двора. Но в поздних его работах первоначальная чистота стиля стирается из-за стремления к внешней пышности и репрезентативности.

Значение Фонтена и Персье как создателей декоративного стиля, сделавшего эпоху в истории искусства XIX столетия, непреложно. Художественная стилистика ампира стала достоянием всей Европы, получая в каждой стране свое истолкование. И, пожалуй, наиболее распространенным и самобытно переработанным стал ампир в России.

Г. Есипова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.