Ортолано (Джованни Баттиста Бенвенути) (1487/88-1525)
Феррарский живописец Джованни Баттиста Бенвенути, прозванный Ортолано, не отличался ярко выраженной художественной индивидуальностью. Его архаизирующее, простодушное искусство многими нитями было связано с творчеством итальянских мастеров XV века, но вместе с тем классичность и величие стиля художников Высокого Возрождения, особенно Рафаэля, наложили свою печать на его произведения и придали им особого рода торжественность, достоинство, своеобразную неторопливость художественного повествования.
О жизни Ортолано известно крайне мало. О нем молчит Вазари. До наших дней почти не дошло подписных работ мастера. Сохранилось лишь три документа — 1512, 1520, 1524 годов, свидетельствующих о том, что Ортолано действительно работал в Ферраре. Известно также, что художник здесь и родился в семье зеленщика (отсюда и его прозвище "Ортолано" по-итальянски — "огородник"). На основании сохранившегося документа, относящегося к 1512 году, можно предположить, что художнику в то время было около 25 лет, поэтому принято считать датой его рождения 1487/88-е годы. Неизвестен мастер, у которого учился Ортолано. Но произведения его раннего творчества несут на себе следы влияния искусства Пьетро Перуджино, а также картин работавшего в то время в Ферраре ученика Перуджино Мариано Мариани. Однако уже в начале первого десятилетия XVI века Ортолано испытывает сильное воздействие гармоничной и ясной живописи Рафаэля, с которой он мог познакомиться по гравюрам, а также в мастерской феррарского мастера Франческо Франча.
Исследователям пришлось проделать огромный труд, чтобы по крохам восстановить творческую индивидуальность Ортолано и связать в единое целое разбросанные по различным музейным собраниям, близкие по стилю произведения, которые, по традиции, приписываются его имени. Стилистическая общность работ Ортолано и феррарского художника Бенвенуто Тизи Гарофало в течение длительного времени мешала провести разграничительную линию между многими картинами, авторство которых отдавалось то одному, то другому из этих мастеров. Однако алтарная картина с изображением святых Себастьяна, Роха и Димитрия, хранящаяся теперь в Лондонской Национальной галерее, приписывалась Ортолано уже в 1621 году. 1622-м годом помечен счет рамочника-позолотчика, сделавшего раму к картине Ортолано "Снятие с креста" (Рим, галерея Боргезе).
Вместе с Гарофало, правда, несколько уступая ему в мастерстве формы и завершенности стилевой концепции, Ортолано был одним из ведущих мастеров Феррары первой половины XVI века. На его зрелом творчестве лежит печать влияния искусства Рима и Венеции, которые он претворил по-своему. Величие и классическую завершенность римской живописи Ортолано перевел на несколько тяжеловесный язык провинциальной основательности, а порой и прозаичности; свежести и нарядной красочности венецианского колорита придал большую торжественность. Его искусство демократично, насыщено жанровыми деталями. Однако нередко фигуры персонажей в произведениях Ортолано словно втиснуты в замкнутые цилиндрические объемы; часто в одном произведении сочетаются эмоциональность одних героев с душевным спокойствием и даже равнодушием других.
Композиции его работ обычно просты, но вместе с тем умело построены. Так, картина 1519 года "Бегство в Египет" (Феррара, Национальная пинакотека) представляет собой тондо — перед художником стояла довольно трудная задача вкомпоновать изображаемую сцену в круг. Решение Ортолано не особенно искусно, но его простота придала произведению особенное очарование. Сцена разворачивается почти параллельно передней плоскости картины. Фигуры с ясно очерченными силуэтами чуть условны. Типы персонажей простонародны. Словно на простом деревенском наречии художник повествует о происшедшем в далеком прошлом событии, не изощряясь, не пытаясь проявить особой фантазии.
Одна из лучших и наиболее известных работ Ортолано — "Оплакивание Христа" (Рим, галерея Боргезе), написанная, вероятно, около 1521 года (известен подписанный этим годом вариант картины). Картина из галереи Боргезе была создана, очевидно, для церкви Сан Кристофоро в Ферраре, явно под влиянием искусства Рафаэля. Композиционное построение отличается цельностью и единством, ее образному строю не чужды монументальность и величественность. Изображая главную сцену на переднем плане в довольно узком пространстве, подобно скульптурному рельефному фризу, художник сумел наполнить ее драматизмом. Образы оплакивающих индивидуальны. Каждый персонаж находится в своей особой атмосфере переживания, которое проявляется в жестах, мимике, в цветовом решении. Богоматерь, созерцающая умершего сына, погружена в глубокую молчаливую скорбь, которой созвучен торжественный аккорд синего, белого и горящего красного в ее одеждах. Мария Магдалина и Иоанн, проявляющие свои чувства более бурно, одеты в платья контрастных зеленых и красных цветов. Сцена изображена на фоне идиллического спокойного пейзажа, мягко освещенного неярким светом, с легкими ажурными силуэтами деревьев, с голубыми горами вдали. Поэтичность, чистота и безмятежность свойственны этому пейзажному образу, олицетворяющему покой и радость бытия. И лишь справа, на высокой горе — Голгофе, — на фоне вечереющего неба темными зловещими силуэтами вырисовываются три креста; к одному из них, пустому, центральному, прислонена лестница, с помощью которой близкие снимали тело распятого. На среднем плане изображен водоем со святым Христофором. Подобная подробность и основательность повествования, а также интерес к развернутому пейзажному фону были характерны для северо-итальянского искусства, в частности, для искусства Феррары. Эта картина, как и другие работы Ортолано, еще раз демонстрирует, насколько различно было по своим художественным результатам искусство Ренессанса и как своеобразно преломлялись традиции живописи Высокого Возрождения в творчестве провинциальных мастеров.