11.12.2012

Манфреди, Бартоломео (1587-1620)

У великого итальянского художника Караваджо не было прямых учеников, однако его яркое, принципиально новое искусство оказало сильное влияние на целый ряд художников XVII века и стало примером для многочисленных подражаний. Одним из самых последовательных караваджистов был итальянский живописец Бартоломео Манфреди. Судьба художника походила на судьбу Караваджо, он вел бурную, полную опасностей жизнь и умер молодым от тяжелой болезни. О жизни и творчестве Манфреди известно очень немного. Не существует сколько-нибудь связной биографии, не прослеживается эволюция творчества, большинство работ приписываемых Манфреди, не подписаны или не имеют точно документированного свидетельства. Особенно скудны наши знания о раннем периоде жизни художника, известно только, что он родом из местечка Устиниано близ Мантуи. В молодые годы художник отдал дань традициям маньеристической живописи и находился под влиянием искусства Джулио Романо.

Вероятно, около 1606 года художник приезжает в Рим. Он оказывается здесь в то время, когда Караваджо, обвиненный в убийстве, вынужден бежать из города. Но слава Караваджо еще чрезвычайно велика, о нем рассказывают легенды, его картины можно увидеть в римских церквах и дворцах. Среди римских художников у Караваджо есть решительные противники, но много и сторонников, следующих новаторским художественным решениям великого мастера. Манфреди полностью попадает под обаяние искусства Караваджо. Он в деталях изучает его живописную манеру и очень скоро поражает современников необыкновенным сходством своих картин с работами Караваджо. Беллори замечает, что Манфреди подражал Караваджо до такой степени, что как бы перевоплощался в него и, казалось, смотрел на природу его глазами. Бальоне, другой автор жизнеописаний художников, рассказывает, что многие живописцы принимали картины Манфреди за произведения Караваджо.

Сюжеты картин Манфреди вполне традиционны, они часто встречаются у Караваджо и живописцев его круга. Он пишет "Игроков в карты", "Гадалку", "Вакха", "Времена года", "Давида и Голиафа", "Отречение Петра", "Христа, изгоняющего торговцев из храма". В отличие от своего учителя, Манфреди не создавал больших композиций религиозного содержания для украшения церквей. Библейские сюжеты он интерпретирует в подчеркнуто жанровом плане. Манфреди воспринимает все основные черты художественной системы Караваджо: обращение к натуре как к единственному источнику творчества, естественность и свобода в выборе композиции, огромное значение контрастной светотени, рельефно подчеркивающей объемы и определяющей колористическое единство изображения. Однако Манфреди были чужды высокая духовность и страстность, отличающие лучшие работы Караваджо. Он сознательно смягчал иногда грубовато-экспрессивную манеру Караваджо, больше заботясь о внешней красоте форм. Эта особенность творчества Манфреди не осталась незамеченной современниками. Самый внимательный из них, Джулио Манчини, писал, что Манфреди придавал манере Караваджо больше "тонкости, слитности и нежности". Беллори и Бальоне отмечали способность художника к передаче необыкновенной свежести цвета. Эту свежесть они объясняли неким секретом масляной краски, которым владел Манфреди.

Вероятно, именно эта смягченная и приятная для глаз, но вместе с тем новаторская и модная караваджистская манера определила необыкновенную популярность живописи Манфреди во втором десятилетии XVII века. Картины Манфреди покупают крупнейшие коллекционеры Винченцо Джустиниани, Медичи, герцог Савойский покровительствует художнику. Флорентийская Академия художеств желает иметь его автопортрет. Известность художника быстро распространяется за пределами Италии. Работы Манфреди приобретают для своих собраний герцог Бэкингем, кардинал Мазарини, голландский эрцгерцог Леопольд. Хотя картины Манфреди редко можно было встретить в церквах, они в больших количествах украшали римские и флорентийские палаццо. Там с ними знакомились европейские художники приезжавшие в Италию. Манфреди вызывал восхищение и был для этих молодых иностранцев учителем караваджизма. Работы самого великого мастера были слишком сложные для восприятия, Манфреди делал открытия Караваджо доступными. Он с добросовестностью прилежного ученика выделял самое главное в сложном искусстве Караваджо — непосредственное обращение к натуре, способность к художественному преображению повседневной жизни. А именно это более всего интересовало художников из Франции и Нидерландов, подготовленных к восприятию реформы, но не способных ее совершить. Основное значение творчества Манфреди в истории искусства заключается в том, что оно стало своего рода связующим звеном между Караваджо и европейскими художниками.

Картины Манфреди находятся во многих музеях мира. В ГМИИ им. А. С. Пушкина хранится "Портрет юноши в берете", который считается автопортретом Манфреди. Это автопортрет в зеркале — жанр хорошо известный в итальянском искусстве XVI-XVII веков. Как сообщают источники, Караваджо в молодые годы "написал несколько картин самого себя в зеркале". Манфреди, создавая свой автопортрет, следовал определенной традиции. Доска для картин сделана в форме круглого зеркала с выпуклой поверхностью, широко распространенного в эту эпоху. Выпуклая поверхность картины, воспроизводящая реальную поверхность зеркала, позволила усилить впечатление объемности формы, подчеркнуть пластическую красоту изображения, столь важную для художника круга Караваджо. Изображение лица в мерцающем отраженном свете нечеткого зеркала давало реалистическое оправдание несколько формальной игре светотени, которой увлекались почти все караваджисты. Стиль письма автопортрета показывает руку незаурядного мастера, но вместе с тем не обладает характерными особенностями, позволяющими выделить это произведение среди других караваджистских работ. В картине из ГМИИ хорошо видна красивая живописная манера Бартоломео Манфреди, как бы смягчающая реализм Караваджо. Эта манера принесла художнику быстрый успех, но та же манера привела его искусство к забвению. То, что в ней было оригинального, принадлежало Караваджо, а новое, привнесенное Манфреди, со временем утратило ценность.

А. Лидов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.