11.12.2012

Бароччи, Федерико (1535-1612)

Искусство Италии эпохи позднего Возрождения представляет собой сложную картину. Торжество церковно-аристократической реакции, связанное с ним широкое распространение маньеристического искусства, многочисленные обособленные центры культуры, возникшие в разных областях страны, одновременно мощное воздействие искусства художников Высокого Возрождения — вот та атмосфера, в которой развивается творчество Федерико Бароччи, одного из самых талантливых художников этого времени.

Он родился в Урбино, небольшом горном городке, где сохранились произведения великих мастеров Возрождения, работавших в нем: Луки делла Роббиа, Пьеро делла Франческа, архитектора Лучиано Лаурана, строившего дворец правителя герцога Монтефельтро. Федерико Бароччи учился у Баттисто Франо, который помог юноше освоить азы живописного мастерства. Но гораздо важнее для творчества художника оказались путешествия, предпринятые им в 50-е годы. Сначала он отправился в Пезаро, где внимательно изучал произведения Тициана, потом переехал в Рим, где его поразили творения гениального Рафаэля и картины Корреджо. В работах Бароччи раннего периода явно чувствуется влияние этих мастеров. В Вечном городе он близко сошелся со многими художниками, оказался в гуще бурной, насыщенной жизни папской столицы.

Но в 1564 году Бароччи вынужден был покинуть Рим, причину отъезда он объяснил в одном из своих писем: его хотели отравить и только поспешное бегство спасло художника от смерти. Вернувшись в Урбино, Бароччи жил затворником и писал картины, в основном на религиозные сюжеты, кроме того, им было исполнено несколько картин на мифологические темы; довольно редко мастер обращался к жанру портрета, хотя последний в искусстве этого времени занимал огромное место.

В 1579 году, когда художнику было 44 года, он исполнил алтарную композицию "Мадонна дель Пополо" — довольно большое, вытянутое по вертикали полотно, вся поверхность которого заполнена многочисленными фигурами. Наверху, в окружении ангелов — Христос, перед ним — стоящая на коленях Мадонна. Взгляд Марии устремлен на Иисуса, а руки указывают на землю, где собрались женщины, дети, нищие и больные, с надеждой взирающие на небеса. Подобные композиции часто встречались в это время, появился новый мир простых людей с их земными чувствами, которых не знала живопись маньеризма, тесно связанная с придворно-аристократическими кругами. Обращает на себя внимание в этом произведении и эмоциональное переживание, охватившее всех присутствующих, общее чувство надежды, выраженное не только индивидуальными жестами героев, но и общей динамикой композиции. В картинах Бароччи огромную роль играет цвет, подчеркивающий или, наоборот, снимающий эмоциональное напряжение произведения. Во второй половине XVI столетия художник был одним из самых блестящих колористов в Италии.

В своих последующих работах художник продолжает поиски новых выразительных средств. "Введение во храм", "Рождество", "Тайная вечеря", "Распятие", "Бегство Энея из горящей Трои" — все эти произведения стали свободнее по композиции, уменьшилось число персонажей, колорит приобрел бо?льшую сдержанность.

Уединенный образ жизни художника способствовал долгому и тщательному процессу создания картин, которому предшествовал длительный подготовительный этап. Прежде всего делались многочисленные этюды с натуры, где разрабатывались все необходимые детали; потом составлялась композиция в целом и намечалось цветовое решение. Сохранилось очень много рисунков художника — от самых приблизительных набросков, по которым трудно решить, для какого произведения они выполнены, до почти законченных композиций, где точно передаются цвет и освещение будущей картины. Этот метод работы позволял находить все новые и новые выразительные средства для композиционного и колористического решения произведений. Живописные и светотеневые приемы Федерико Бароччи, так же как и его композиционные принципы, найдут дальнейшее развитие в искусстве XVII столетия.

Е. Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.