11.12.2012

Буланже, Ипполит (1837-1874)

Школа Тервюерена (1860-1880-е годы) занимает важное место в истории бельгийской живописи. Свое имя она получила на Брюссельском Салоне 1866 года — так была названа группа художников-пейзажистов, работавших в маленьком старинном брабантском городке Тервюерене, расположенном недалеко от Брюсселя. Эти художники были подвергнуты жестокой критике за грубость тонов их картин, написанных с натуры, — это противоречило нормам, принятым тогда в Брюссельской Академии художеств. По академическим правилам, пейзажи должны были писаться в мастерской по предварительным этюдам, правда, выполненным с натуры. Иными словами, пейзажи сочинялись, и притом по определенной пространственной, цветовой и световой схеме, что придавало им большую долю условности и однообразия.

Именно в Брюссельской Академии учился в 1850-х годах Ипполит Буланже — художник, чье творчество наиболее ярко выражало новые устремления школы Тервюерена.

Жизнь Ипполита Буланже сложилась так, что ему рано пришлось самостоятельно зарабатывать себе на хлеб, работая художником-декоратором. Одновременно по вечерам он посещал занятия по рисованию в Брюссельской Академии, а после перешел в класс пейзажной живописи. По окончании учебы, в 1860-62 годах никому не известный молодой художник вынужден был браться за любые заказы и испробовать себя в различных жанрах, окончательно укрепившись в намерении стать пейзажистом.

В 1863 году Буланже много работает в окрестностях Брюсселя, пока через год, по совету своего друга художника Камилля Ван Кампа, оказавшего ему на первых порах и материальную поддержку, не переезжает в Тервюерен, место уже облюбованное пейзажистами. С этого момента начинается быстрое формирование творческой индивидуальности художника. Здесь, по ассоциации, напрашивается сравнение с французскими художниками-барбизонцами, работавшими двумя десятилетиями раньше в местечке Барбизон под Парижем. Они также боролись с академической рутиной, изображая лишь простую, естественную природу. Но отказавшись от героизированного, "исторического" пейзажа, они продолжали привносить в свои полотна дополнительную литературную интонацию — лирическую, драматическую или мифологическую.

Несомненно, опыт барбизонцев оказал влияние на школу Тервюерена в целом и творчество Ипполита Буланже в частности. Но его картины, созданные в 1860-х — начале 1870-х годах, во многом отличались от полотен французских пейзажистов. Конечно. Буланже был художником-реалистом в широком смысле этого слова, но реализм его носил, если можно так выразиться по отношению к пейзажу, психологический характер. Художник создавал на холсте своего рода портрет понравившегося ему уголка природы, для него требовалось внимательное изучение световоздушной среды, тончайших цветовых нюансов. Не случайно многие его работы запечатлевали переходные моменты в природе "Прояснение", (1868); "Грозовые облака", (1869); "После гроз", (1871). Живописная ткань его пейзажей становится все более подвижной, композиционные решения порой удивляют своей неожиданностью ("Пожар", 1871), все больше появляется в них личных переживаний. Пейзажи Буланже временами начинают походить на исповедь художника.

В 1872 году Буланже получил, наконец, официальное признание в Салоне и был награжден золотой медалью за одну из картин.

Искания Буланже закономерно подводили его к задачам, решить которые предстояло следующему поколению художников, также много обращавшихся к пейзажу, а именно — художникам-импрессионистам. Но Буланже удалось сохранить то, что будет утеряно ими, — одухотворенный образ самой природы, ее целостность и незыблемость при всем многообразии и изменчивости ее облика. Его творчество явилось важной вехой в развитии пейзажа в бельгийском изобразительном искусстве.

М. Аксененко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.