11.12.2012

Митурич, Петр Васильевич (1887-1956)

Петр Васильевич Митурич относится к поколению художников, начавших свой творческий путь в годы становления искусства XX века. В 1917 году художнику было 30 лет, за плечами остались обучение в Киевском художественном училище, которое он окончил с отличием, и в классе батальной живописи профессора Н. Самокиша петербургской Академии художеств, первая выставка и служба в армии на германском фронте. Военно-инженерная школа и создание модели летающего орнитоптера. Две любви — к искусству и инженерному конструированию, обе бескорыстные, останутся на всю жизнь. Митурич станет автором девяти изобретений, создателем оригинальной системы механизмов на принципе волнового движения и видным советским графиком.

Первые рисунки, выполненные еще в Киеве, были созданы под впечатлением от Врубеля, уважение к мастерству которого осталось на долгие годы. В Петербурге Митурич часто посещает "квартиру № 5" Исаковых-Бруни, где знакомится со многими молодыми художниками и находит круг близких ему людей. Стиль Митурича складывается быстро; в это время он старается преодолеть сухой академический рисунок и "добивается звучания характеристики образа в линии". Для каждого рисунка художник стремится найти особое графическое решение: так, портрет Осипа Мандельштама (1915) неожиданно решен в наивном, как бы "детском" стиле. Это придает образу поэта особую приподнятость, отрешенность от быта, а портрет композитора Лурье (1915) привлекает изысканным колористическим решением, продуманной лаконичностью элегантных линий (портрет исполнен маслом, но строй его близок графическому). В это время создаются рисунки "Семья за столом" (1915) и "Семейный портрет" (1914). Много времени уделяет художник пейзажу. Почти всегда работы Митурича выполнены с натуры. Этот принцип формируется в самом начале творчества и становится непременным условием. Он рисует то, что любит, знает, и взволнованное, интимное, полное чувства отношение к изображаемому — основная особенность графики Митурича, несмотря на различия художественных задач в разные периоды. Рисунки Митурича экспонировались на выставках "Мир искусства" в 1914 -1915 годах, хотя эстетику мирискусничества художник не считал себе близкой. В журнале "Аполлон" в 1916 году художественный критик Н. Пунин очень точно охарактеризовал творчество Митурича: "Форму он понимает не как бесстрастную сущность, а как какую-то растительную силу, как живой и развивающийся организм".

Митурич активно работает в первые послереволюционные годы. По его проектам к первой годовщине Октября оформляются вестибюль Зимнего дворца, Наркомпрос, Троицкий мост, создаются эскизы герба и монет РСФСР. В эти же годы происходит одно из важнейших событий в жизни Митурича — знакомство и сближение с поэтом Велимиром Хлебниковым. Редкий поэтический дар, вся неординарная личность поэта вызвали у Митурича признание и любовь. Он старается создать зрительный эквивалент звукописанию Хлебникова путем сочетания текста и пространственной графики; издает в ста рукописных экземплярах поэму "Разин". Художник и поэт предпринимают совместное путешествие, которое оказалось для Хлебникова последним. В деревне Санталово Хлебников умирает. Это тяжелейшее потрясение вызвало появление графических шедевров, посвященных памяти поэта. Рисунки "Больной Велимир Хлебников" и "Велимир Хлебников на смертном одре" (1922) пронзительно реалистичны, почти документальны; они могут показаться даже натуралистичными, но в них — боль утраты и такое трагичное желание запечатлеть образ умирающего, что они не только становятся реквиемом поэту, но являются одним из лучших в творчестве художника. Санталовский цикл работ оказался поворотным, теперь Митурич всегда будет стремиться к наиболее полному постижению реальности, свободному от каких- либо формальных установок. Продолжая служить памяти Хлебникова, он устраивает в Москве и Петрограде выставки к годовщине его смерти. В 1924 году Митурич женится на сестре Велимира, интересной художнице, ученице Ван Донгена, Вере Хлебниковой, и многие работы они выполняют совместно. К ним относятся иллюстрации и декоративные панно, композиции которых принадлежат Петру Васильевичу, а колористическое решение — Вере Владимировне. Митурич сознательно ограничивает круг тем своих работ, часто рисует свою семью — жену и сына Мая. Рисунки этого периода, обычно карандашные, наполнены светом и гармонией. Свободное следование карандаша за мыслью художника, цельность восприятия жизни, умение создать в рисунке яркий, запоминающийся образ характерны для графики Митурича. Много занимается художник литографией, и в ней отстаивая принцип свободного рисунка. В тридцатые годы он увлекается техникой кистевого рисунка тушью; мотивами этих рисунков становятся отдельные элементы пейзажа: деревья, заборы, комнатные цветы, особенно любимы ветви, у которых, по словам художника, он учился всю жизнь. В этих рисунках художником достигается большой декоративный эффект и вместе с тем ощущение реальности существования этих предметов в мире. Митурич руководствовался прежде всего творческой интуицией, которой был наделен сполна. В последний период творчества, в сороковые годы, Митурич часто обращается к портрету. Работы этого времени поражают виртуозностью исполнения, совершенным владением техникой и ощущением значительности духовного облика изображаемых.

Много сил отдал Митурич преподаванию. Будучи серьезным и требовательным преподавателем, Митурич умел видеть у своих учеников индивидуальные черты и развивал их. Современная советская графика многим обязана Митуричу, стоявшему у ее истоков. В творчестве художника нашли осмысление разные пласты графической культуры: рисунки Врубеля, искания конструктивистов, интерес к графике Востока и экспрессия Ван Гога. Но органичность таланта, ясное осознание собственных творческих задач, особое мироощущение, присущие рисункам Митурича, позволяют говорить о нем как о чрезвычайно самобытном, совершенно оригинальном явлении в нашем искусстве.

Е. Курляндцева
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.