11.12.2012

Берен Старший, Жан (1637-1711)

Биографические сведения о Жане Берене Старшем — одном из ведущих мастеров французского декоративного искусства конца XVII — начала XVIII века — очень скудны. Известно, что он родился в небольшом лотарингском городе Сен-Мишель, в семье художников Леклер, прозванных Берен, юношей приезжает в Париж и первые годы работает в кругу своих родственников, оружейников-аркебузистов. В 1663 и 1667 годах он издает сборники своих гравированных рисунков слесарных изделий и оружия. Такого рода сборники гравюр с изображениями декоративных мотивов занимали большое место в художественной практике прошлых столетий. Разнообразные варианты орнаментов служили непременным украшением и архитектурного интерьера, и всех предметов убранства и утвари, вплоть до ключей и замочных скважин. Орнаментальными эстампами пользовались мастера самых разных специальностей — архитекторы, живописцы, камнерезы, ювелиры, мебельщики, керамисты.

По большей части граверы-орнаменталисты и сами были профессиональными архитекторами, живописцами-декораторами либо мастерами художественных ремесел. Жан Верен, начав с рисунков для изделий из металла, вскоре проявил себя как художник-орнаменталист и декоратор большого таланта и разнообразных возможностей. Нет точных сведений, у кого он обучался живописи и архитектуре. Но ясно, что Берен уже в 1660-е годы вышел из узкого круга мастеров слесарного и оружейного дела. Известно о его дружеских связях с архитектором А. Мансаром — одним из создателей Версаля. Берен начинает активно работать как художник-декоратор в самых различных областях и делает большие успехи. В 1674 году он получает звание "королевского рисовальщика". В его обязанности входит оформление придворных празднеств и траурных церемоний, он создает эскизы и рисунки театральных декораций и костюмов, рисунки архитектурного декора и ювелирных украшений, рисунки для тканей, вышивок и шпалер.

Вторая половина XVII века во Франции — период расцвета абсолютной монархии. Королевский двор становится политическим и культурным центром страны. Людовик XIV выказывает большое внимание искусству, видя в нем серьезное средство прославления своей власти. Почти все художественные силы Франции работают по заказам короля, создается официально-торжественное искусство "большого стиля". Яркое его выражение — Версальский дворец, поражающий строгостью форм архитектуры и пышностью внутренней отделки: стены, облицованные полихромным мрамором, украшены накладным орнаментом из золоченой бронзы, росписи плафонов сочетаются с рельефным и скульптурным декором. Великолепию дворцовых залов соответствует и их убранство — декоративное начало явно преобладает над утилитарным назначением парадных предметов мебели и других изделий художественной промышленности. Законодателем и диктатором в вопросах искусства при дворе Людовика XIV был "первый художник короля" — Шарль Лебрен. Под его бдительным оком и создавался величественный, несколько тяжеловесный стиль французского декоративного искусства 1660-1770-х годов. В этом же русле должен был работать, естественно, и "королевский рисовальщик" Жан Берен. Его декоративные композиции уравновешенны, подчинены строгой симметрии и четкому ритму элементов декора, объединенных вокруг центрального мотива. Это вполне соответствует правилам Лебрена. Но произведения Берена не назовешь тяжеловесными, да и термин "торжественный" к ним тоже не вполне применим. Строгость симметрии и ритма сочетается с утонченным изяществом формы и удивительной легкостью компоновки. Человек другого поколения (он на двадцать лет моложе Лебрена), Берен в своих работах создает стиль, открывающий путь декоративному искусству XVIII столетия. Возможно, на художественной манере Берена отразилось и то, что он начинал с малых форм орнаментации (украшения оружия), требующих особой тонкости в рисунке. Еще важнее, пожалуй, его причастность к театру. Оформление празднеств, маскарадов, фейерверков — работа не менее театральная, чем непосредственное создание декораций и костюмов для сцены (чем Берен тоже занимался). В этих декоративных рисунках и эскизах величественная торжественность уступает место изящному и праздничному стилю. Определенное влияние оказал на Берена также итальянский художник Джакомо Торелли, приезжавший в Париж для оформления балетных спектаклей.

В своих композициях Берен возрождает принципы гротескного декора. Гротеск был, как известно, самым популярным видом орнамента в XVI веке. Он был создан под впечатлением обнаруженных в 1480 году в Риме росписей дворца Нерона. Это причудливое сочетание сплетающихся растительных побегов с человеческими фигурами, маскаронами и химерами, с легкими архитектурными сооружениями. Зародившийся в Италии гротеск распространился и по другим странам. В стиле гротеска работал и замечательный французский орнаменталист XVI века Жак Андруэ Дюсерсо. Его легкие и изящные композиции были живительным источником для искусства Берена. В центре своих гротесков Берен помещает обычно аллегорическую группу или фигуру сравнительно небольших размеров и возводит вокруг фантастические портики, своды, рассыпая в изобилии гирлянды, волюты, корзины с цветами, треножники; эту праздничную декорацию населяют изображенные в разнообразных движениях птицы, звери, сказочные существа. Все подчинено строгой симметрии, но элементы композиции окружены своеобразным пространством, что создает ощущение большой легкости; каждый мотив как бы отделен этим пространством от других, и вместе с тем они связаны нитями гирлянд или тонкими линиями ленточного орнамента, составляющего каркас этой "воздушной" архитектуры. Орнаментальные композиции Берена прочно укоренились в росписях интерьеров, в тканях и шпалерах, в декоре мебели и фаянса конца XVII — начала XVIII века. Изданные им сборники гравированных рисунков сыграли большую роль в сложении декоративного стиля XVIII столетия. Его гротески интерпретировали в своих декоративных росписях такие живописцы, как Жилло и Ватто. Прямым продолжателем творчества Берена был его сын Жан Берен Младший, унаследовавший после смерти отца в 1711 году его придворную должность. Эволюция традиций, заложенных в декоративном искусстве Жаном Береном Старшим, завершилась в прекрасных композициях Клода Одрана, открывающего плеяду художников-декораторов XVIII столетия.

Г. Есипова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.