Обри-Леконт, Гиацинт (1787-1858)
Гиацинта Обри-Леконта, рисовальщика и литографа, оставившего более 300 произведений, справочные издания XIX века именуют "принцем" и даже "королем литографии". К началу XX века интерес к нему постепенно угасает, что объясняется прежде всего спецификой его работ, представляющих великолепные воспроизведения с картин различных живописцев, тогда как в XX веке превалирующее значение приобретает авторская гравюра. Однако творчество Обри-Леконта как художника-литографа все же представляет несомненный интерес.
Гиацинт Обри-Леконт родился в Ницце, на юге Франции. Его настоящее имя — Гиацинт Обри. После женитьбы на мадемуазель Леконт, он прибавляет к своей фамилии имя жены. Обри-Леконт начинал свою карьеру как служащий министерства финансов, одновременно занимаясь в Школе изящных искусств и посещая мастерскую известного французского художника, ученика Давида, А. — Л. Жироде. Именно здесь, в ателье Жироде, под влиянием учителя, Обри-Леконт впервые попробовал себя в тогда еще новой технике литографии, которая определила всю его последующую творческую биографию. Литография стала основным занятием Обри-Леконта. Первые опыты его относятся к 1821 году, когда появляются шестнадцать эстампов, сделанных с произведений Жироде. Среди них особенно интересна серия из шести листов по мотивам "Галльских поэм" Оссиана, вдохновлявшей многих художников-романтиков.
Тогда, в 1821 году, литография делала еще первые свои шаги. Изобретенная в 1798 году в Германии А. Зенефельдером, литография появляется во Франции во втором десятилетии XIX века. Несмотря на то, что к этому времени технические приемы литографирования были уже вполне совершенны, большие художественные возможности этого нового вида графики еще только начинали осознаваться живописцами и графиками-профессионалами. Применяемая поначалу в чисто практических целях, например печатания нот, литография завоевывает все большее поле деятельности, от газетных и журнальных карикатур, остро-сатирической графики О. Домье до страстных работ художников-романтиков Жерико, Делакруа, Изабе, которые первыми открыли живописные возможности искусства литографии. В период с 1820 по 1860 год во Франции литография становится подлинно национальным искусством, заняв то место, которое прежде принадлежало офорту. Трудно вспомнить художника, не сделавшего хотя бы наброска на литографском камне.
В числе первых к литографии обратились известные художники Энгр, Герен и Гро, применявшие ее в основном для воспроизведений своих картин и рисунков. Если прежде преобладающим видом репродукционной техники была гравюра на меди, то теперь ее постепенно вытесняет литография, менее трудоемкая и значительно более гибкая, быстрая, чуткая в передаче живописных эффектов, эффектов освещения, тонких светотеневых переходов, что особенно хорошо удавалось при воспроизведении рисунков. И на ранних этапах развития литографии именно эта ее особенность использовалась более всего. Очевидно, поэтому Жироде, близкий к кругу Герена и Гро, предложил своему ученику Обри-Леконту сделать пробы в репродукционной гравюре.
Постепенно совершенствуясь, Обри-Леконт довольно быстро достигает вершин мастерства. Галлимар, автор большого каталога произведений Обри-Леконта, характеризуя его как неустанного труженика, рассказывает о том, как в 1838 году при работе над репродуцированием "Святого семейства" Рафаэля художник перетрудил руку и большой палец правой руки перестал действовать. С тех пор, свидетельствует Галлимар, он держал литографский карандаш вторым и третьим пальцами.
С 1819 года Обри-Леконт регулярно показывает свои произведения на выставках. Каждая новая работа приносит ему успех. Его знаменитые репродукции, выполненные до 1840 года, — "Джоконда" (1824) по Леонардо да Винчи, "Похищение Психеи" по Прюдону, "Амур и Психея" (1826) по Жерару, за которую он получил первую медаль на выставке 1831 года. Почти все произведения своего учителя Жироде он перевел в гравюру. Но наибольшей известности Обри-Леконт достиг как интерпретатор картин Прюдона, которые он воспроизводил на протяжении всей своей жизни.
Если работы первого периода творчества были еще несколько грубоваты, излишне контрастны по светотени, то работы второго периода (после 1840 года) виртуозны по исполнению. Художник демонстрирует не только блестящие возможности литографии, свое мастерство, но и свой талант интерпретатора. Его работы становятся очень точными, "гибкими" по исполнению, кажется, что перед глазами действительно Прюдон, Жироде или Рафаэль. В числе подлинных шедевров этого периода — "Мадонна", "Маленькие ткачи", "Знание руководит Гением" по Прюдону, факсимильное мастерское воспроизведение его рисунков и репродукции работ Жерара и Ораса Верне. Художнику удаются воспроизведения старых гравюр, как, например, "Ева", созданная Маркантонио Раймонди по картине Рафаэля. Среди большого числа авторов, чьи произведения репродуцировал Обри-Леконт, были как современные ему художники — Жироде, Прюдон, Жерар, Орас Верне, Боннфонд, Энгр и другие, так и крупные мастера Италии и Франции предыдущих столетий — Рафаэль и Леонардо да Винчи, Корреджо и Пуссен, Грёз.
По своим собственным рисункам, а это были в основном портреты, выполненные в характерной для традиции салонов несколько приторной манере, он литографировал изображения своих близких — портреты отца, жены, дочери, племянницы; своих светских знакомых и весьма именитых лиц: Амелию, императрицу Бразилии, графа и графиню Потоцких, мадам Рекамье в апартаментах, Шатобриана и других. Некоторая слащавость портретов полностью искупалась блеском литографического исполнения.
Гиацинт Обри-Леконт передал в гравюрный кабинет Национальной библиотеки Франции 307 пробных оттисков, специально для этого изготовленных, — самое полное собрание его работ.