11.12.2012

Адриансен, Александр (1587-1661)

Жизнь фламандского художника Александра Адриансена отразилась в документах эпохи краткими и отрывочными сведениями. Достоверно известно, что он родился в Антверпене и, видимо, не покидал город в течение всей жизни. В двадцать три года он получил звание мастера, вступив в гильдию художников — сначала как живописец водяными красками, а впоследствии — как автор картин маслом.

Большим событием в жизни родного города Адриансена стал торжественный въезд в Антверпен в 1635 году нового правителя страны инфанта-кардинала Фердинанда. По этому случаю на улицах и площадях воздвигались триумфальные арки, украшенные картинами, в аллегорической форме прославляющими достоинства нового наместника. В оформлении города участвовали многие антверпенские художники. Руководил всеми работами первый живописец Фландрии — Питер Пауль Рубенс; по его эскизам другие мастера исполняли росписи триумфальных сооружений. Вместе с ними в подготовке празднества принимал участие Александр Адриансен. Однако обращение художника к монументально-декоративному искусству осталось единичным, обусловленным обстоятельствами, эпизодом. В основном он посвятил свое творчество станковой живописи. Постоянным жанром, в котором всю жизнь работал Адриансен, был натюрморт.

Непросто было художнику завоевать признание, работая в одном городе с такими прославленными мастерами натюрморта, как Франс Снейдерс и Ян Фейт. И все же искусство Адриансена пользовалось заслуженным вниманием современников. Живописец нашел свой путь: он не стремился подражать монументальным полотнам Снейдерса и не соперничал с Яном Фейтом в создании изысканных по цвету и композиции охотничьих трофеев. Его произведения отвечали вкусам более демократичных слоев антверпенского общества. Адриансен писал небольшие картины, скомпонованные из "цветов, птиц, рыб, ваз, серебряных сосудов, фруктов" (как добросовестно перечислены в одном из документов встречающиеся в произведениях мастера предметы). Особенно удавались художнику рыбные натюрморты. Целый ряд произведений он посвятил изображению даров морской стихии. Адриансен показывает их разложенными на керамических блюдах или группирует компактными массами прямо на поверхности деревянного стола. Возле рыбы обычных видов: камбалы, корюшки, трески — красуются редкостные экземпляры: морской скат, угорь, омар, выбранные художником за необычность и живописность облика. Кажется, что только минуту назад этих рыб выловили из воды и бросили на стол, они еще не утратили способности к сильному упругому движению. Влажно переливается рыбья чешуя, сочно поблескивают куски нарезанной трески, на мокрых досках стола и панцире омара играют блики света. Глядя на изображение, как будто чувствуешь свежий воздух морского побережья.

Художник разнообразит картины, подбирая такие сочетания предметов, которые оттеняют разные свойства фактуры каждого. Например, в серии цветочных натюрмортов он сопоставляет цветы и дичь, цветы и омаров, цветы и фрукты.

Особенности живописного языка произведений Андриансена хорошо раскрывает натюрморт "Ветчина и омар" (галерея Ф. Хинце, Западный Берлин). На столе, который зритель видит несколько сверху, расставлена различная снедь. Справа, ближе всего к переднему краю картины, написано блюдо дельфтского фаянса с розово-красным омаром, за ним очищенный апельсин, бокал вина, глиняный кувшин; в центре — керамический сосуд для горчицы, на левой половине стола помещена серебряная тарелка, на которую опирается нож с нарядным эмалевым черенком, кольцами завивается корочка очищенного лимона, к дальнему краю отодвинуты стакан с водой, окорок ветчины и краюха хлеба. Композиция отличается простотой и упорядоченностью. Вытянутые по вертикали силуэты кувшина, бокала, стакана чередуются с овальными очертаниями других предметов. Все вещи размещены таким образом, что почти не заслоняют друг друга. Художник дает возможность полюбоваться каждой из них в отдельности. Однако натюрморт не становится от этого простым перечислением предметов. Единство картине придают общий теплый тон колорита, широкая манера красочного мазка.

Адриансен не обладал таким чувством эффектной декоративной композиции и цвета, как Снейдерс или Фейт. Его картины выглядят скромнее, но отличаются силой непосредственной передачи натуры. Этот трезвый реализм импонировал не только заказчикам, но снискал Адриансену признание художников. О многом говорит тот факт, что Рубенс приобрел в свою коллекцию, известную своим высоким художественным уровнем, две картины Адриансена.

До глубокой старости Адриансен сохранил творческую активность. Последние его подписные работы относятся к 1660 году. Через год художник умер. Его произведения, сохранившиеся до наших дней, продолжают радовать современного зрителя, раскрывая перед ним одну из граней богатой и щедрой на таланты художественной культуры Фландрии XVII века.

Н. Маркова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.