Савицкий, Георгий Константинович (1887-1949)
Георгий Константинович Савицкий был сыном известного русского художника, активного и последовательного передвижника Константина Аполлоновича Савицкого. Первые уроки живописи он получил у отца, в Академии художеств (класс В. Е. Маковского) эти уроки закрепились. Та живописная традиция, которую воспринял Савицкий в процессе обучения, определила целиком его зрелое творчество, основанное на безусловной приверженности реалистической системе видения, на культе натуры и социально-гражданственной обусловленности художественных импульсов.
Становление Савицкого-живописца совершалось на рубеже 1910-1920-х годов, и его раннее творчество вобрало в себя разнообразные тенденции времени. Картины на сюжеты античной мифологии, отмеченные влиянием эстетики модерна ("Раненая амазонка Камилла", 1922), создаются им в то же время, что и бытовые зарисовки, с репортерской точностью схватывающие событие ("1919", 1921). Как и его современники, Савицкий принимает участие в оформлении революционных праздников, пробует себя в различных видах и жанрах изобразительного искусства. В результате он останавливается на анималистике, и в этой достаточно узкой сфере успевает приобрести устойчивую репутацию. Но, как показало дальнейшее, внутреннее развитие Савицкого привело его к совсем другой живописной судьбе. С 1922 года его творческая жизнь оказывается тесно связанной с только что организованной Ассоциацией художников революционной России.
Известна роль, которую сыграли принципы и деятельность АХРР в истории советского изобразительного искусства. Савицкий не стал активным деятелем этого объединения, но он был последовательным сторонником ахрровской эстетики, ахрровского подхода к художественному творчеству. В работах его принципы АХРР реализовались с максимальной полнотой.
Прежде всего это ориентация на создание тематической картины, отражающей в самом сюжетном строе новую советскую жизнь. Картина "Кожевники" (1924) посвящена прославлению труда, "На страже и стройке" обращена к ленинской теме, "Советский порт" представляет собой индустриальный пейзаж. В картинах "Декабрь 1905 года" (1925), "Стихийная демобилизация старой армии в 1918 году" (1928), "Первые дни Октября" (1929), "Поход Таманской армии" (1933) отражены важные эпизоды и вехи в истории страны. Художник ощущает себя летописцем, настаивая на документальной точности изображенного, — не случайно в названиях его работ так часто встречаются даты событий, впрямую вводящие хроникальный план в изобразительное повествование. Савицкий соблюдает и другой основополагающий "закон" ахрровской эстетики — доступность и ясность художественного языка — то, что составило внутренний смысл знаменитого лозунга "Искусство в массы". Его картины построены на началах полного жизнеподобия и содержательной наглядности. "Первые дни Октября" этой наглядностью близки плакату — столь символичны для времени фигуры солдата, матроса и рабочего, и откровенная риторика обращенного к зрителям патетического жеста (в композиции явны следы академического канона) подчеркивает плакатное начало в станковом полотне. Как приверженец ахрровскокого понимания искусства Савицкий проявляет чуткость к социальным типажам в своих произведениях — так, в картине "Всеобщая железнодорожная забастовка в октябре 1905 года" (1925) он умело выделяет среди толпы отдельные лица, весьма определенные и разнообразные по социально-психологическим характеристикам.
Савицкий уделяет преимущественное внимание содержательной стороне своих работ. Однако ему свойственны живописная зоркость, умение мгновенно "схватить" ситуацию, зафиксировать событие. Произведения этого времени обнаруживают и интерес художника к батальной живописи. Савицкого, очевидно, привлекла задача размещения больших масс в картинном пространстве.
Эти тенденции получили окончательное оформление после ухода Савицкого из АХРР в 1930 году. Отныне творческие устремления Савицкого связаны с батальным жанром — с созданием панорам и диорам, посвященных эпизодам советской военной истории, боев гражданской войны.
"Образование" баталиста художник получил по ходу работы, сотрудничая с основателем советской батальной картины М. Б. Грековым (совместно ими выполнен эскиз диорамы "Бой под станицей Егорлыкской"). Греков был инициатором коллективного труда — создания панорамы и серии диорам, отражающих историю боев за Перекоп; после его смерти организованная им группа художников выбрала своим руководителем Савицкого. В этой грандиозной работе им вместе с В. Ефановым и Н. Христенко выполнен главный эскиз "Штурм Перекопа". Выставка этих эскизов с успехом прошла в Москве в 1938 году, но во время войны все они, к сожалению, погибли.
В диорамах, батальных полотнах, в больших панно, выполненных для павильонов ВСХВ в конце 1930-х годов, видны неизменные черты манеры Савицкого. Ему присуща тяга к монументальным решениям, тенденция к укрупнению картинных форм. Он умеет придать холсту динамику, организовав движение живописных масс на большом пространстве полотна. В лучших его работах, таких как выполненный для ВСХВ в 1939 году панно-триптих на тему конных состязаний, есть живость и композиционная свобода. Пронизанные движением, стремительные по живописи эскизы "Бега" и "Скачки" уравновешиваются центральной частью триптиха ("Маневры"), построенной как церемониальное шествие с мерным чередованием силуэтов, с ритмически ясным расположением цветовых пятен. Глядя на эту работу, можно убедиться, что истинным призванием Савицкого была монументальная живопись, — и не случайно прежде всего именно в этом качестве он вспоминается в истории советского искусства.