11.12.2012

Гротгер, Артур (1837-1867)

Короткий, но яркий творческий путь польского рисовальщика и живописца Артура Гротгера оставил заметный след в истории польского искусства.

Он родился в маленьком местечке Оттыневице под Тернополем, а первые уроки рисования получил у своего отца. Рано проявившийся талант привел юного Артура Гротгера в художественную школу во Львове, где в эти годы преподавали Я. Машковский и Ю. Коссак — сторонники академической школы.

Развитие станковой живописи и рисунка на Западной Украине имело свои особенности, обусловленные своеобразием экономического и политического развития этого края, тесной связью с Краковской Академией художеств, где, как правило, учились многие львовские художники. Не избежал этого пути и Артур Гротгер. В 1852 году пятнадцатилетний художник уезжает в Краков, чтобы продолжить занятия живописью в Школе изящных искусств у известных художников и педагогов В. Статлера и В. Лукашевича.

1840-1860-е годы, время крестьянских волнений в Галиции и Краковского восстания, жестоко подавленного войсками царской России и Австрии, были сложными и для художественной культуры Польши. Мощный патриотический подъем, стимулировавший демократические устремления большей части художественной интеллигенции, был благодатной почвой для развития в искусстве романтизма. Значительное место заняли в творчестве польских художников середины XIX века сюжеты на темы национальной истории. И если баталист П. Михайловский в своих полных экспрессии полотнах показывает события, очевидцем которых он был, то знаменитый польский художник Н. Матейко воскрешает на своих холстах картины славной истории страны.

Для завершения своего профессионального образования Гротгер в 1855 году уезжает в Вену, в Академию изящных искусств. В 1850-е годы венская школа живописи переживала сложный период, обострился антагонизм между реалистическим и салонно-академическим направлениями при явном перевесе последнего. После окончания в 1858 году Венской академии художник год проводит в Мюнхене, знакомясь с богатейшими коллекциями его музеев, а в 1859 году вновь возвращается в Вену. Здесь в Вене и было создано большинство его произведений. Недолгое время в 1865 году Гротгер гостит на родине, в Польше, и в 1866 году навсегда уезжает во Францию. В декабре 1867 года в маленьком городке Амели-ле-Бен в возрасте 30 лет Гротгер умер.

Годы учения в Кракове стали для Гротгера решающими в его становлении как художника романтического направления. Но все же он не смог до конца преодолеть усвоенного им в юности академического метода, поэтому многие его произведения предлагают примеры компромиссного решения, достаточно характерного для эпохи, в которую он жил и творил.

Воспоминания детства и особенно юности, проведенной в Польше, — ведущая тема творчества Артура Гротгера. Работая в Вене и Париже, он до последних дней оставался верным своей "польской" теме. Сильное впечатление оставляют циклы картонов: "Варшава I" (1861, Национальный музей, Варшава), "Варшава II" (1862, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Эти работы отличают сложность композиционных построений, многофигурность и многоплановость, стремление к обобщенным характеристикам образов.

Красной нитью в творчестве Гротгера проходит тема польского национального восстания 1863 -1864 годов против царизма. Он не был непосредственным участником событий, но всей душой был на стороне побежденных. В работах, посвященных событиям польского восстания, особенно ярко сказались черты двойственности искусства Гротгера. Черты реализма и патриотического романтизма сочетаются с элементами академизма и мистической символики в циклах рисунков, посвященных героям польского восстания: "Полония" (1863, Музей изобразительных искусств, Будапешт), "Литуания" (1864 — 1865, Национальный музей, Краков), "Война" (1866 — 1867, Силезский музей, Вроцлав). Патетический настрой этих произведений Гротгера, сложная светотеневая разработка композиций при ограниченном и лаконичном колорите позволили художнику создать обобщенные образы народных героев, борцов за независимость, побежденных, но не сломленных.

Заметное место в творчестве Гротгера занимают портреты. В романтических по настроению и выбору художественных средств портрете сестры художника (1863-1864) и автопортрете (1867) Гротгеру удалось отобразить тонкий душевный мир портретируемых.

В последние годы жизни художник обратился к жанровой живописи, ставшей во второй половине XIX века ведущим жанром европейской живописи. В жанровых работах Гротгер с успехом использовал уже сложившуюся манеру живописи. Небольшая работа "Примирение" (1867, Национальный музей, Краков) по композиции повторяет его большие работы. Повышенная экспрессивность, преувеличенная динамика движений фигур, патетика цветового решения, под- сказанная сюжетом, отличают работу мастера, созданную им во время пребывания на родине — "Пожар в усадьбе под Меховом" (1864 — 1865, Национальный музей, Варшава).

Т. Гатова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.